Биографические данные

Том Питерс

Т. Питерс начал заниматься консультированием по вопросам управления в 1970-х гг., в то время, когда американский бизнес все более стал рассматриваться (в чем, не в последнюю очередь он был виноват сам) как находящийся в упадке, лишенный творческой фантазии и страдающий от наступления конкурентов. Опыт работы в консультационной фирмеMcKinsey Co убедил его в том, что некоторые американские компании могли бы быть признаны в качестве “превосходных” и что все они обладают общими идентифицируемыми особенностями. Стремление к выявлению подобных характеристик подтолкнуло Т. Питерса к написанию (в соавторстве с Робертом Уотерманом) его первой и наиболее известной книги In Search of Excellence (“В поисках совершенства” (“В поисках эффективного управления”)) (1982).
Последующие книги Т. Питерса, а также его статьи, выступления на телевидении и работа в качестве консультанта способствовали дальнейшему развитию ранних концепций. Он продолжает верить в то, что совершенство не только теоретически возможно, но и практически достижимо, и еще активнее чем прежде защищает идею о необходимости выработки фундаментально нового основанного на высокой организационной культуре, качестве товаров и услуг, ориентации на потребителя и, что возможно, покажется наиболее спорным, на децентрализации структуры организации и передаче значительных полномочий обычным сотрудникам, подхода к бизнесу и менеджменту. С точки зрения Т. Питерса руководство компаний должно заниматься децентрализацией и намеренно отказываться от части контрольных функций, поощряя создание атмосферы “преднамеренного беспорядка”, содействующей проявлению творческих способностей и ускоренному развитию организации. Книги Т. Питерса пользуются феноменальной популярностью, особенно среди выпускников университетов и руководителей среднего возраста; многие его идеи стали неотъемлемой частью современной теории менеджмента.

Биографические данные

Том Питерс родился в 1942 г. По окончании университета в период с 1966 по 1970 гг. — в самый разгар вьетнамской войны — он служил в ВМФ США. Впоследствии Т. Питерс затрагивал тему войны в In Search of Excellence, в которой весьма критически оценил “рационалистические” действия американского командования в это период.
После увольнения в запас Т. Питерс поступил в вашингтонскую консультационную фирму Peate Marwick Mitchell, а в 1973 г. перешел на работу в правительственное ведомство управленческой и бюджетной политики сначала в качестве руководителя отдела международного контроля над распространением наркотиков, затем стал заместителем руководителя федеральной службы по борьбе со злоупотреблениями наркотиками. В 1974 г. Т. Питерс оставил государственную службу и перебрался в Сан-Франциско, где стал компаньоном международной фирмы McKinsey Co(консультационные услуги в сфере менеджмента).
В этой компании Т. Питерс начал разрабатывать свои концепции организационной эффективности и совершенства. С 1976 г. он занял должность ведущего специалиста по вопросам организационной эффективности, выступал с лекциями и писал статьи. Находившаяся под его началом группа приступила к исследованию природы понятия совершенства компании с точки зрения ее организации и эффективности деятельности, для чего было проведено обследование ряда ведущих американских фирм, результаты которого позволили заложить основу для создания In Search of Excellence.
Превысивший 1 млн экземпляров тираж этой книги означает, что она стала одной из самых популярных книг по проблемам менеджмента. Кроме того, она сделала Т. Питерса чрезвычайно известной личностью, своего рода гуру менеджмента. Он начал вести еженедельные колонки в нескольких американских газетах и регулярно выступать в специальных программах на телевизионном канале PBS. В 1981 г. Т. Питерс ушел из McKinsey и основал собственную фирму Tom Peters Group, через которую он осуществлял свои контакты со СМИ, организовывал семинары и давал консультации многочисленным клиентам. Немногие современные специалисты в сфере менеджмента сумели завоевать такую широкую аудиторию как Т. Питерс.
Он продолжает писать и разрабатывать свои теории, уделяя основное внимание изменениям, происходящим в экономической обстановке. В Thriving on Chaos (“Процветая в хаосе”) (1987) Т. Питерс предупреждал, что следование рекомендациям, данным им в In Search of Excellence, является отныне не желательным, а обязательным. В Liberation Management (“Менеджмент освобождения”) (1992) автор описывал свой подход к революции в сфере управления, базирующейся на полном пересмотре организационных структур и управляющих функций компании и создании гибких децентрализованных подразделений. Умение осуществлять управление в условиях неопределенности, которое в In Search of Excellence Т. Питерс рассматривал в качестве важнейшей характеристики управленческого совершенства, становится основной темой всех его последующих работ.

Основной вклад

В In Search of Excellence Т. Питерс ставит вопрос о том, что могут сделать компании для достижения совершенства. При этом он предпочитает искать ответ на него не с помощью теоретических моделей, а используя свой собственный опыт и опыт своих коллег. Для этого Т. Питерс выбирает в качестве примеров достигшие по его мнению совершенства компании, а затем анализирует их общие особенности.
Предложенная Т. Питерсом модель “7-S” учитывает семь организационных переменных: структуру, стратегию, системы, способности, сотрудники, стиль управления и совместные ценности (structure, strategy, systems, skills, staff, style, shared values). В центре модели находятся совместные ценности, являющиеся ее наиболее важным элементом. С точки зрения Т. Питерса совершенство является культурным фактором, а компании изо всех сил стараются обеспечить принятие своей организационной культуры всеми сотрудниками. При этом он ссылается на психолога Эрнеста Беккера, утверждавшего, что поступки человека определяются действием двух сил: необходимостью приспособления и потребностью сохранения своих индивидуальных особенностей. Компании, достигающие совершенства, обеспечивают удовлетворение обеих этих потребностей сотрудников.Т. Питерс признает парадоксальность подобного вывода и пишет: “Если и существует самая важная характеристика совершенных компаний, то ей безусловно является способность справляться с неопределенностью и парадоксальностью ситуации. То, что наши друзья, рациональные экономисты рассматривают как нечто невозможное, в совершенных компаниях является вполне обычным делом” (1982: xxiv).
Важными критериями совершенства являются качество и ориентация на потребителя, но основной акцент Т. Питерс делает на модернизации и упрощении организаций. В In Search of Excellence он называет совершенными те компании, которые являются “совершенными в своей основе”: “Методы не заменяют мышление … для тех компаний, которые стараются сохранить простоту вещей в сложном мире” (Peters and Waterman, 1982: 13). В последующих работах Т. Питерс уделяет этой проблеме еще более пристальное внимание. Так, в Thriving on Chaos он открыто критикует культ “гигантизма” и косвенно тейлоризм и всю концепцию узкой специализации труда, а также выступает за предоставление больших полномочий работникам и ослабление контроля над их деятельностью (Peters, 1987: 13 и далее) (см. ТЕЙЛОР, Ф.). В Liberation Management он приводит в качестве примера немецкую систему mittelstand, которая поощряет многие малые и средние предприятия закрепляться в рынках-нишах, ограничивая свой рост и одновременно внедряя инновации и обслуживание клиентов с помощью малых, ориентированных на определенные виды деятельности подразделений (Peters, 1992). Т. Питерс постоянно критиковал крупные, негибкие организации, заявляя, что: “Руководителей среднего звена, какими мы их знали, начиная с момента развития железных дорог после окончания гражданской войн, больше не существует (Peters, 1992: 758).
Однако, наиболее активно Т. Питерс отстаивал необходимость революции во взглядах на менеджмент. Он верит в то, что представление о менеджменте как о науке во многом стало отодвигать на второй план представление о менеджменте как об искусстве и поэтому:
Профессионализм в сфере управления постоянно отождествляется с жестким рационализмом. Количественный, рациональный подход к менеджменту доминирует в учебных курсах бизнес-школ. Он учит нас тому, что хорошо тренированные профессиональные менеджеры могут управлять чем угодно. Он ищет беспристрастного, аналитического обоснования для всех решений. Он является достаточно правильным, чтобы оказаться опасно ошибочным и способным увести нас с верного пути (Peters and Waterman, 1982: 29).

Т. Питерс критикует концепции эффекта масштаба и низкозатратного производства, реализация которых, как нередко считается, является единственным способом успешного развития бизнеса: “Количественный, аналитический компонент отличается внутренней консервативной необъективностью. Приоритетность сокращения издержек означает, что повышение дохода отходит на задний план” (Peters and Waterman, 1982: 44). Т. Питерс поощряет “перерасходование” средств на разработку изделий, контроль качества и обслуживание клиентов, доказывая, что даже если эти вложения не принесут денежного дохода в классическом смысле, стимулирование инноваций и концентрация внимания на потребителях станут мощными маркетинговыми инструментами, использование которых поможет компании продвинуться к достижению совершенства.
Его приверженность идее о необходимости революции в сфере управления является такой же прочной, какой она была у Ф. Тейлора, и подобно основоположнику научного менеджмента Т. Питерс также считает, что успех будущих преобразований зависит от людей. Однако в отличие от Ф. Тейлора он верит в то, что успешное руководство людьми должно строиться на косвенном контроле, на стимулировании проявлений индивидуальности сотрудников и на продвижении “звезд”. В предлагаемой Т. Питерсом программе революции основную роль призваны сыграть малые, быстро реагирующие на изменения, гибкие управленческие единицы, поддерживающиеся тесные связи как с клиентами, так и с другими сотрудниками фирмы.

Оценка

Объективно оценить влияние работ Т. Питерса оказали на развитие менеджмента довольно сложно. Его книги читаются во всем мире, и многие из предложенных автором идей могут применяться повсеместно; однако в мире в отношении американского менеджмента и внешней среды существует прочное культурное предубеждение. С учетом этого фактора можно заметить, что многие американские компании и организации изменили свою структуру и свои операции в соответствие с предложениями Т. Питерса; однако вряд ли кто-то возьмет на себя смелость утверждать, что они сделали это в результате знакомства с книгами гуру. Недопустимо игнорировать и тот факт, что многие из фирм, которые Т. Питерс называет в числе достигших совершенства, сталкивались со значительными проблемами (в частности, компания IBM).
Книга In Search of Excellence привлекла пристальное внимание ведущих бизнесменов и преподавателей бизнес-школ. Более поздние работы Т. Питерса время от времени подвергались критическому разбору, но гораздо научное сообщество их просто игнорировало. Все возрастающий радикализм этих книг, возможно, задел многих ученых, а его критика бизнес-школ и их явной приверженности к чрезмерной рациональности также не способствовала появлению у него новых друзей. Один из серьезных подмеченных критиками недостатков работ Т. Питерса, заключается в том, что они являются слишком поверхностными, основываются на рассмотрении ограниченного числа примеров и лишены научной строгости. Однако сам Т. Питерс находится под сильным влиянием научной теории; его высказывание о том, что “организация выпадает из стратегии” позаимствовано у А. Чандлера, а теории организационной культуры отчасти обязаны своим появлением работам Э. Мэйо и Ч. Барнарда, выполненным в 1930-х гг. в Гарвардской школе бизнеса (см.ЧАНДЛЕР, А.

; МЭЙО, Э.; БАРНАРД, Ч.). В Liberation Management Т. Питерс открыто говорит о влиянии, которое оказали на него идеи Чарльза Хэнди.
Т. Питерс внес значительный вклад в дискуссии о будущем менеджмента во всем мире, но в особенности в США. Его нередко критиковали за то, что он предлагал методы, носящие откровенно предписывающий характер — своего рода “поваренные книги” с “рецептами” успеха; однако именно эти рецепты оказались чрезвычайно популярными и выдержали испытание временем. Такие выражения как “управление в условиях неопределенности” прочно вошли в лексикон менеджеров, а призыв Т. Питерса к формированию более целостного взгляда на проблему управления, подразумевающий меньшую специализацию и большее внимание к общим вопросам, нашел широкую поддержку у многих преподавателей бизнес-школ (прежде всего в Европе).
Косвенным образом его идеи оказали влияние и на научное мышление. Сфера обслуживания с ее специализированными операциями и маркетинговыми проблемами управления услугами, которые потребляются непосредственно в период своего создания, стала рассматриваться в качестве одного из объектов применения теорий Т. Питерса. В учебниках по маркетингу услуг (например, Bateson, 1988) большое внимание уделяется предоставлению дополнительных полномочий работникам и продвижению “звезд” как важным элементам успешно развивающейся сервисной организации. Производственные отрасли воспринимали новые идеи значительно более медленно, однако Т. Хилл указывал на то, что для повышения прибыльности их участникам необходимо уделять большее внимание проблемам на стыке маркетинга и производственных операций, стремиться быть ближе к своим клиентам и формировать небольшие, специализированные подразделения (Hill, 1989). Представление о том, что первостепенное значение для организации контроль над уровнем издержек имеет, в настоящее время уже не является преобладающим.
Несомненным является вклад Т. Питерса в развитие дискуссии о том, как должны управляться компании и как эта деятельность должна представляться широкой аудитории. Но основная цель автора заключалась отнюдь не в этом:
Покушаюсь ли я на управленцев среднего звена? — Да. Является ли большинство людей, приходящих на мои семинары руководителями среднего уровня? — Да. Почему же они приходят? — Для того, чтобы устроить мне взбучку (Peters, 1992: 715).

Фактически руководители среднего звена обращались к Т. Питерсу потому, что в эпоху, когда роль и значение менеджеров срединного уровня становились все более неопределенными, он предлагал им возможность по крайней мере обсудить вопрос о том, как они могли бы увеличить свой вклад в успех организаций. Его книги, общее количество проданных экземпляров которых уже превысило четыре миллиона, а также другие печатные работы, способствовали повышению трудового энтузиазма и заинтересованности многих менеджеров в решении возникающих в процессе управленческой деятельности комплексных неоднозначных проблем. В этой управленческой революции сам Т. Питерс видит себя исполняющим роль катализатора процесса продвижения руководителей к пониманию основ совершенства организаций.

Заключение

В In Search of Excellence (1982: 13-16) Т. Питерс определяет восемь признаков совершенной компании:

1. готовность к действию (проявление инициативы);
2. близость к потребителю;
3. самостоятельность и предпринимательская активность;
4. производительность как результат инициативы сотрудников;
5. эффективное, ориентированное на организационные ценности руководство;
6. специализация на хорошо известных видах деятельности;
7. простая структура, небольшой штат руководящего персонала;
8. сочетание единства и свободы (наличие основных ценностей в сочетании с децентрализацией организации).

Его аргументы в поддержку простоты, значения и действия являются чрезвычайно важными и находят отклик у многих руководителей в разных странах мира. Т. Питерс является одним из самых популярных гуру менеджмента своего поколения ибо он предлагает руководителям и компаниям конкретные пути продвижения к будущему успеху. Хотя многие из его предписаний носят радикальный характер, а его работы содержат отчетливую культурную ориентацию на американские условия, основные идеи Т. Питерса могут найти применение во многих странах мира.

Биография И. С. Тургенева

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector