Билет 35. искусство римских провинций. африканские провинции.

Территория разрушенного Карфагена (наследники Финикийцев) и Нумидии, Мавретании. Африка Проконсульская (бывш. Карфаген) — первая вошла в состав Империи и ,как следствие, самая романизированная. Наибольшее количество городов, устроенных по правилам римского градостроительства. Римляне, обосновавшись в Африке в 1 в нэ, застали существовавшую там в течение многих веков, пуническую и берберо-нумидийскую культуру. В карфагене была не так высока, как в Греции, они больше занимались торговлей и распространением своего влияния, везли предметы искусства и дорогую домашнюю утварь из Греции. Религия их была жестока: человеческие жертвоприношения Танит и Баалу, принесение в жертву детей-первенцев. Распространение греческой культуры смягчило культы. Из собственного искусства: экспрессивные терракотовые культовые маски. Местные подражания Греции. Символические стелы. Черты доримского искусства: лаконизм, проскостность, графичность.

Скульптура Римского времени. Три основных группы: произведения привозные или изготовленные на месте греческими или римскими мастерами (никаких специфических особенностей); произведения, исполненные местными мастерами, научившимися у греческих или римских. Тематика: копии с прославленных классических оригиналов и портреты в римском стиле, но уже с привнесением местных черт. Третья группа: продолжение доримских традиций, но с романизирующим влиянием. Африканские ученики римских и греческих мастеров стремились как можно точнее следовать классическим образцам, но в их произведениях в той или иной мере проявляются тенденции доримского искусства с его любовью к графичности, обобщенности, симметрии. Изображения греко-римских богов дополняются новыми атрибутами, заимстованных из иконографии пунических богов. Отмечается тенденция к схематизации, некоему упрощению форм. Плоская (или мало проработанная) оборотная сторона скульптур свидетельсвует об исконной приверженности к рельефу. Портретная скульптура эпохи Северов: усиление местных традиций. Традиции антониновских портретов (мягкость моделировки, трактовка завитков волос) сочетается со стремлением приблизить облик императора к образу Сераписа. Обязательное присутствие 3х локонов, спадающих на лоб, разделение бороды на 4 симметричные пряди. Реалистическая передача внешности, патетическое выражение лица и декоративно-плоскостный подход, трактовка волос и бороды орнаментально. Неопунические скульптуры местного типа: статичные композиции, фронтальность, почти необрабатывается спина, стиль линейно-графический. Вотивные и надгробные стелы. Появляются изображения человеческих фигур, геральдические, симметричные композиции. Рельеф починяется плоскости стелы, искаженные пропорции фигур (крупные головы, в остальном пропорции сокращены). Часто противоположные направления сочетаются в одном памятнике (надгробная статуя их Массикольта, 3 в), эклектизм.

Декоративная скульптура. Своеобразный мотив — горельефные маски. Исключительная художественная свобода и изобретательность в рельефной орнаментике: растительные формы соединяются с фигурами людей, животных и мифических чудовищ. Создание синкретических образов — склонность жителей Северной Африки. Глубокая резьба — игра света и тени. Стремление украсить как можно большим количеством рельефов различные постройки. Наивысший расцвет — при Северах, Лептис Магна. Триумфальная арка, 203 г, тетрапилон. Рельефы в виде виноградных лоз, населенных амурами и птицами. Летящие виктории, эпизоды деятельности Севера (тримф, жертвоприношение, семья). Стилистическое различие разных частей. В более поздник постройках распространяется тонкий ажурный рельеф. Местные мастера не могут отказаться от принципов фронтальности и орнаментальности. Произведения африканских скульпторов отражают давнюю любовь местного искусства к линии в ущерб объему.

Мозаика. Искусство мозаики, в отличии от скульптуры, не имело местных, доримских, корней, оно целиком было привнесено извне. Поэтому в первые века своего развития североафриканская мозаика полностью соответствует по своему характеру, стилю и тематике мозаикам других районов Империи. В 1-3 вв создается огромное число мозаичных композиций, различных по своему художественному достоинству, но принципы одни: стремление к живописности трактовки, светотеневой моделировке фигур. Связь с живописными образцами. Тонкостью и разнообразием отличается колористическая гамма. Распространены мифологические сюжеты, в особенности морские сцены: Нептун, Венера, нильский пейзаж. Популярны дионисийские сцены. Собственно североафриканский стиль формируется в процессе разработки этих сюжетов и более всего — в сценах сельских работ, охоты, изображениях поместий. Особенный интерес к драматичным сюжетам (бестиарии, охота на диких зверей). Процессы примерно те же, что и в скульптуре: развитие черт плоскосности, графичности, известной примитивизации. В сценах охоты и других встречается ковровая композиция.

Искусство римских провинций Северной африки оставило великолепные памятники городской архитектуры, декоративной скульптуры и красочные, часто огромные по размеру мозаичные панно. Существуя и совершенствуясь в рамках римского искусства, североафриканское искусство в то же время сохранило свое своеобразие, связанное с берберо-пуничискими традициями, и сумело создать ряд оригинальных произведений.

ИСКУССТВО

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector