Билет 3. история научного изучения первобытного общества.

Древнее время. Еще в древнее время ученые заинтересовались изучением первобытного общества (Старая Греция). Начиная с Геродота интерес к истории возрос. Но самыми первыми были поэты и философы. Гесиод в поэме «дни и Труды» касается вопроса «Откуда отправился человек?» Думал, что первобытным людям жилось легче – «золотой век» (нет налогов, зависти). Гесиод растолковывает переход к цивилизации завистью всевышних. Гесиод создал теорию «четырех столетий»: «золотой век», «серебряный», «бронзовый» («медный») и «металлический». Условия судьбы людей в каждом из этих столетий ухудшается если сравнивать с прошлым: в «золотом веке» люди радостны, бессмертны, умны, полноценны, не отличаются от всевышних, наделены чудесными свойствами, общество полно справедливости, равновесия, изобилия и благоденствия. В «серебряном веке» обстановка пара ухудшается, появляются трения и первые противоречия, появляется смерть, люди живут продолжительно, но не всегда. В «бронзовом» («медном») веке преобладают уже не богоподобные мудрецы, но волевые храбрецы, каковые более надеются на волю и силу, на отвагу и мужество, нежели на созерцание и мудрость, справедливость и гармонию, как в прошлые столетия. Храбрецы сражаются с чудовищами, между собой, подчас бросают вызов самим всевышним. К «бронзовому веку» древние греки относили предание об Атлантиде. Наконец, наступает последний четвертый век, именуемый «железным веком», в то время, когда, в соответствии с Гесиоду, «младенцы рождаются с седыми висками», человечество вырождается, везде воцаряются анархия, бунты, деградация, падение нравов и т.д. Заканчивается все трагедией (потопом либо сожжением мира), позже появляется новый мир. Гесиодовская модель мифа о деградации есть достаточно общей. Ее аналоги мы находим во многих классических цивилизациях. Сам Гесиод думал, что живет в железном веке. Лукреций в произведении «О природе вещей» пишет о том, что не было регресса. Лукреций не идеализирует первобытность. Развитие природы шло от низшей ступени к высшей.

Средние века. В средние века длится процесс научных знаний о первобытных народах, живших на периферии Востока и цивилизации Европы. Солидный вклад в изучение внесли ученые Византии. Земной мир не мыслится как прогрессирующий. Арабские авторы IX-XIV столетий обрисовывали племена Африки, Азии, сталкивались с древними народами. Известные арабские авторы: Ибн Хальдун, Иденси, Баттута.
Ибн Хальдун создал «Пролебонены» (НИГДЕ В сети НЕ ОТЫСКАЛА ТАКОЕ Наименование, В ЛЕКЦИИ НАПИСАНО ТАК, УДОСТОВЕРЬТЕСЬ в надежности, ПОЖАЛУЙСТА!!!!!!Вероятнее, ЭТО Наименование ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА АРАБСКОМ ЯЗЫКЕ). Это наименование переводится как «Познание истории». Обрисовал населения украины, Северной Европы и Африки.
Баттута видел первобытные племена, посещал большое количество государств, был и в Российской Федерации. Жил в Азове (XIV век) пара дней, обрисовал русских, татар и армян. Особенно занимательны его наблюдения Поволжья. Обрисовал многомужество на Тибете, торговые отношения, транспорт, экономику.
Ибн Фадиан был дипломатом, Х век (921-922 годы). Отправился в Татарстан с целью обратить племена в ислам. Покинул «Путевые записки», в которых было 2 части: этнографические наблюдения и отчёт. Он встретил по пути печенегов, обрисовал их погребальный обряд. Позже сведения археологии это подтвердили. В тринадцатом веке печенеги стали православными, после этого их обряд погребения изменился. В то время, когда Фадиан был на Волге, он видел обряд погребения русского человека («знатного руса»).

Западноевропейские авторы. Марко Поло (XIII-XIV вв.) изучил территорию Китая, Индокитая, Восточной Азии.был торговцем, продолжительное время жил на Востоке. В начале XIV века написал «Записки Марка Поло». Его книга увлекательна тем, что в ней обрисованы обряды Востока, язычников, погребальный обряд у монголов Итальянский монах Карпини – XIII век – цель: обращение в католичество государств Востока. Ему не удалось обратить монголов. Обрисован формирование обряд и погребальный половцев половецкой святыни. В Средние века больший вклад внесли восточные ученые, по причине того, что западные были ограничены религиозными верами.

Восточные ученые в Средние века.Китаец Джен Хэ – адмирал императорского флота, XV век. Открыл новые почвы за океаном. Миссия реализовалась только в отчете. Проект был закрыт по обстоятельству того, что потребовал огромных затрат. Отчет адмирала занимателен тем, что в нем содержится большое количество информации о культуре.

Развитие научных знаний в Новое время (XV-XIX века). Диего де Ланда «Записка о делах на Юкотане». Был на Острове Свободы, обрисовал обряды, культуру, быт индейцев. В XVIII века на территории Канады был французский монах Лафито, обрисовал племенной альянс ирокезов (быт и хозяйство). Обрисовал скрытый матриархат (совет старейшин – дамы). Ирокезы первенствовали племенем, которое выращивало картофель, помидоры. Были самыми культурными среди индейцев. 200 лет сопротивлялись европейцам.
В Новое время собственный вклад в изучение первобытных племен внесли и русские. XV век – Афанасий Никитин «Хождение за три моря» (Каспийское, Аравийское, Тёмное). Первенствовал , кто побывал в Индии, тогда еще сохранились первобытные народы, каковые жили в джунглях. Он обрисовывал, как ведут хозяйство, кому поклонялись. Крашенинников «Описание почвы Камчатской» (этнография и география). Был академиком Петербургской академии. Середина XVIII века – первый труд русского ученого о русской почва. Обрисовал быт населений украины.
Так, к началу XIX века было накоплено достаточно большое количество фактов о жизни первобытных народов Ветхого и Нового света. Создались предпосылки к переходу создания концепций. Появляются первые периодизации. Матриархат – Макофен, «Происхождение семьи, государства и частной собственности» — Ф.Энгельс. Энгельс был историком, что занимался переходом от первобытного общества к цивилизации.
Ковалевский М.М. изучал домашние отношения эры патриархата, выбрал кавказские народы, довольно часто был в Осетии, XIX век.Н. И. Зибер изучал историю хозяйства в тесной связи с наукой. Н. Н. Миклухо-Маклай в 70-80-е годы совершил более 6 лет на острове Папуа. Постарался максимально влиться в племя, кроме того сделал тату. Обрисовал обряд того, как папуасы делились между собой, дабы никто не разбогател.

ХХ век. Культурологическая школа в Австрии и Германии. Основоположники: Ф. Ранцер, Ф. Гребнер. Главная мысль: кто был в родстве, образовывает культурный круг. Один культурный круг поглощает второй, или заимствует. Отношения между ними стоятся следующим образом: побежденный – победитель. Зарождение концепции нацизма. Школа в Соединенных Штатах – 40-е годы ХХ века – Роберт Малиновский. Все имеет определенный суть. Не требуется пробовать «цивилизировать» первобытного человека. Он пробовал создать резервации. Выводы из теории Малиновского нашли отражение в политике Кеннеди. Теория Малиновского оправдывала пережитки в Соединенных Штатах.
Европейская историография – неопозитивисты. Приверженец этого учения – Руд Бенедикт. В первобытном прошлом современных народов направляться искать обстоятельства их национальных характеров. У обитателей Европы возможно отыскать тенденцию к народовластию. Написал книгу о японцах, она именуется «меч и Хризантема», вышла во второй половине 40-ых годов двадцатого века. Передавала двойственную природу японского народа. Эта книга ввела понятие «национальный менталитет». Ответила на вопрос, из-за чего японцы такие авторитарные. Это все из-за самурайского культа.
По окончании 1917 года в Российской Федерации происходит формирование советской школы (идеи Энгельса и Миклухо-Маклая). Первобытный строй понимался как первая публично-экономическая формация (Ефименко). Изложил в первый раз во второй половине 40-ых годов двадцатого века 5 формаций. Они зависят от экономического развития. Это меняет домашние и социальные отношения. До 1991 года изучение первобытной истории шло лишь в рамках данного подхода. На современном этапе развития эта концепция считается одной из вероятных, а не единственно верной. на данный момент на ее базе сооружает свои работы Мартынов. Государство – орудие труда в руках эксплуататоров.

Вывод: развитие русском и зарубежной историографии стало причиной образованию разных теоретических концепций и моделей, растолковывающих происхождение, распад и эволюцию первобытных социумов. «Первобытное общество – это детство человечества».

Духовная культура первобытного общества (рус.) История мировых цивилизаций

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector