Билет 2. 2. характеристика речевых наиболее частых речевых расстроив.

У детей с церебральным параличом выделяют разные формы речевых нарушений. самая частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия.

Дизартрия— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия есть следствием органического поражения центральной нервной совокупности, при котором расстраивается двигательный механизм речи. Ведущими недостатками при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной просодики и стороны речи (мелодико-интойационной и темпо-ритмической черт речи) Главные нарушения при дизартрии:Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого нёба) — по типу спастичности, гипотонии либо дистонии.

Спастичность— увеличение тонуса в мускулатуре языка, губ, шеи и лица. При спастичности мускулы напряжены. Язык «комом» оттянут назад, Гипотония— понижение тонуса мышц. При гипотонии язык узкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не смогут хорошо смыкаться. Дистопия— изменяющийся темперамент мышечного тонуса. В состоянии спокойствия может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус быстро увеличивается. Дистония значительно искажает артикуляцию. Характерная изюминка звукопроизношения при дистонии — непостоянство искажений, пропусков и замен звуков. Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии.

Дети с церебральным параличом еле овладевают навыками письма и чтения. Нарушения письменной речи — дислексия и дисграфия — в большинстве случаев сочетаются с недоразвитием устной речи. При ДЦП трудности овладения навыками письма и чтения связаны кроме этого с нарушениями зрительного восприятия формы, недостаточным развитием оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, с нарушениями небольшой моторики.

При дислексии у детей с церебральным параличом наблюдаются необычные, затруднения в усвоении навыка чтения: перестановки и пропуски букв, смешение сходных по начертанию букв (з— в) . В один момент с нарушениями чтения у детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются трудности в овладении письмом. При дисграфии дети продолжительно не запоминают начертания букв, часто забывают их.. В тех случаях, в то время, когда нарушения письма обусловлены недоразвитием фонематического слуха и недостатками произношения, в письменных работах видятся такие неточности, как замена фонем, родных по звучанию, пропуск букв в слове, перестановка слогов и букв, недописывание окончаний в словах.Нарушения чтения и письма стоек и с возрастом изменяются не как следует, а количественно. Понижается число дислексических и дисграфических неточностей, но темперамент их сохраняется.У некоторых детей с церебральным параличом может отмечаться заикание. В происхождении заикания при ДЦП играют роль психологические травмы (испуг, переживания и различные волнения, изменение привычного жизненного стереотипа, разлука с родными и др. ) Итак, для детей с церебральным параличом свойственны разные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся как в виде обратимых нарушений (задержки доречевого и речевого развития) , так и в виде более стойких системных расстройств всех сторон речи (неспециализированного недоразвития речи) . Темперамент нарушений речевого развития определяет задачи и способы логопедической работы.

37 билетТрудности формировани навыков самообслуж.

Дети с церебральным параличом испытывают особенные трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно имеется, наряжаться и раздеваться, общегигиеническими навыками) . Нарушения двигательного и психологического развития при ДЦП, трудности, каковые испытывают дети в повседневной практической судьбе, гиперопека со стороны своих родителей — все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки. Несформированность мотивации, к самообслуживанию может стать обстоятельством ленивого образа судьбы, причиной, тормозящим предстоящее овладение трудовыми и опытными навыками. Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Принципиально важно, дабы двигательные умения включались в практическую деятельность и повседневную жизнь, всегда развивались и неспешно становились автоматизированными навыками. Все навыки и бытовые умения отрабатываются в пассивно-активной форме (посредством педагога либо своих родителей.родители и Педагоги должны быть предельно внимательны к ребенку и довольно часто хвалить его кроме того за самые маленькие успехи. Не нужно всегда указывать ребенку на его неточности и неправильные перемещения.Ответственной задачей при развитии навыков самообслуживания есть обучение независимому приему пищи. Одной из основных обстоятельств, затрудняющих формирование этого навыка, есть недостаточное развитие у детей зрительно-моторной координации, схемы перемещения «глаз—рука» и «рука—рот»..

Принципиально важно научить ребенка брать кружку либо чашку, удерживать ее в одной либо двух руках и выпивать из нее.Ребенка с церебральным параличом нужно в обязательном порядке приучать имеется за неспециализированным столом с другими участниками семьи.Обучая ребенка верно умываться, необходимо прививать ему умение выполнять действия в определенной последовательности. Формируя навыки самообслуживания, принципиально важно научить ребенка действиям, каковые требуется делать на протяжении раздевания и одевания. В обязательном порядке необходимо стимулировать и поощрять рвение ребенка к независимой деятельности. Ребенок с церебральным параличом, поступающий в школу, обязан мочь самостоятельно наряжаться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии и кнопки, снимать и надевать обувь, не путая правую и левую ногу, расшнуровывать и зашнуровывать ботинки; самостоятельно имеется, выпивать из чашки, мочь пользоваться столовыми устройствами (ложкой, вилкой) и салфеткой, носовым платком, зубной щеткой, расческой, мочь мыть руки, умываться, вытираться.

36 билетФормирование изобразительной деятельности

Большинство детей с церебральным параличом в возрасте 4 – 5 лет не смогут выполнить кроме того самых примитивных картинок. Их графическая деятельность носит темперамент доизобразительного черкания.. Громадные трудности испытывают дети при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий, в особенности те из них, каковые благодаря поражения правой руки начинают рисовать левой. Еще одна особенность изобразительной деятельности детей с церебральным параличом: изображая предмет на пространстве страницы, ребенок не соединяет его части между собой. Не хватает дифференцированное зрительное восприятие при ДЦП есть обстоятельством того, что дети не весьма четко принимают форму предметов и не хватает различают родные формы — овал и круг, квадрат и ромб и т. д. Дети испытывают трудности при передаче величины предметов: . Характерные для детей, страдающих церебральным параличом, нарушения оптико-пространственного восприятия сказываются и в изобразительной деятельности. Занятия изобразительной деятельностью являются важным средством коррекции недочётов психофизического развития детей с церебральным параличом.

Изобразительную деятельность возможно разглядывать как средство коррекции нарушенной познавательной деятельности, как средство интеллектуального развития, как способ обучения и, наконец, как средство эмоционально эстетического воспитания Обучение в обязательном порядке должно учитывать психотерапевтические изюминки больных детей.

На занятиях изобразительной деятельностью с детьми, страдающими церебральным параличом, нужно решать следующие задачи:§развивать небольшую моторику руки и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; §вырабатывать верное восприятие формы, величины, умение и цвета передать их в изображении;§вырабатывать верное восприятие пространства, корригировать нарушения зрительно-пространственного восприятия;§вырабатывать целостное восприятие предмета и получать его отражения средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией) ;§развивать навыки конструирования;§воспитывать хорошее эмоциональное отношение к изобразительной ее результатам и деятельности;§развивать любознательность, воображение;§ расширять запас представлений и знаний.

Лепка содействует формированию небольшой моторики рук

На занятиях изобразительной деятельностью нужно особенное внимание уделять изображению и восприятию форм предметов .Крайне важно использовать разные формы поощрения детей.

При обучении школьников с церебральным параличом рисованию целесообразно придерживаться следующей схемы:

§ зрительное и двигательно-осязательное формирование образа предмета,§ передача формы предмета посредством готового контура (трафарета) ,§ рисование данной формы пальцем в воздухе,§ рисование предмета с применением опорных точек,§ раскраска контурных изображений, § рисование по яркому наблюдению без запасных средств.

Обучение конструированию

Испытываемые детьми с ДЦП затруднения в конструировании связаны с нарушениями пространственного восприятия. Многие дети ошибаются, делая постройки из кубиков либо палочек, не смогут верно собрать разрезные картины. Делая пробы Кооса, дети верно находят части данной картины, но расположить их относительно друг друга не смогут. При копировании асимметричной фигуры из палочек делают ее изображение зеркальным.

Методика обучения конструированию детей с церебральным параличом создана И. И. Мамайчук. Обучение рекомендуется начать с конструирования по примеру, составленному из частей, и лишь затем переходить к конструированию по нерасчлененному примеру. Эта методика включает пара этапов.

На начальной стадии нужно ознакомить ребенка со стройматериалом, научить его несложным конструктивным действиям, пользуясь подробностями однообразной формы и величины, научить планомерному обследованию образцов и подробностей постройки, словесному обозначению пространственных взаимоотношений предметов («рядом», «на», «над», «под», «около», «позади», «спереди» и т. д. ) . Педагог сооружает пример и сопровождает собственные действия словами, обращая внимание ребенка на размещение подробностей, а после этого предлагает ему воспроизвести постройку. На этом этапе смогут быть рекомендованы следующие задания: конструирование башни (из трех—пяти кубиков различного цвета ) , забора и дорожки из многоцветных кирпичиков, конструирование гаража, дивана из однообразных по величине блоков. Количество предлагаемых заданий зависит от личных его подготовленности и особенностей ребёнка.

Второй этап — «конструирование по нерасчлененному примеру». Детей обучают планомерному рассматриванию образцов, действенным методам конструирования с применением развернутых действий с подробностями (прикладывание их к примерам) ; учат пользоваться пространственными и метрическими показателями предметов в ходе конструирования; составлять фигуры , учитывая величину и форму подробностей; обогащают словарный запас ребенка особой пространственной терминологией («квадрат», «прямоугольник», «ромб» и т. д. ) . На этом этапе возможно советовать следующие задания:

§ конструирование объемных построек с опорой на пример из подробностей однообразной формы и величины (колодец, двух-, трехэтажные дома и т. д. ) ;

§ конструирование объемных построек из подробностей различной величины и формы;

§ конструирование плоскостных моделей из подробностей однообразной формы и величины (квадрат, треугольник, ромб, разрезанные на пара однообразных частей) ;

§ конструирование плоскостных моделей из подробностей различной величины и формы (фигуры , разрезанные на части, разные по величине и форме) .

Программа второго этапа запланирована на долгий срок, определяемый личными возможностями ребенка. По окончании того как дети обучились в мыслях разбирать пример, овладели действенными методами конструирования, обучились применять пространственные и метрические показатели предметов, направляться переходить к следующему этапу — конструированию с образцов-картинок. Тут нужно обучать детей разбирать картинки, выделять в них значительные элементы постройки, учить детей | верно именовать пространственные отношения: «справа», «слева», «наверху», «в», и воспроизводить в постройках необходимые пропорции взаимоотношения подробностей. На этом этапе нужно иметь комплект картинок с объемным и условным изображением построек.

На третьем этапе занятий ребенку предлагается свободное конструирование, в то время, когда он может самостоятельно применять усвоенные им исполнения и приёмы обследования. Наряду с этим смогут выполняться следующие задания: конструирование дома для куклы, постройка улицы, города, конструирование по плану.

Речевой этикет — Говорим верно

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector