Библиотека как социальный институт: генезис, современные концепции развития.

Термин «библиотека» происходит от гр.где «biblion» свидетельствует книга, а «theke» ? хранилище. Как мы знаем, что биб-ки появились в глубокой древности. Первоначально под биб-кой понимались только помещение для хранения книг. Определение биб-ки как книгохранилища сохранилось впредь до 30-х, а в отдельных случаях 50-х годов прошлого века. Была известна Александриевская биб-ка. Изменение роли биб-ки от хранилища к образовательному учреждению осуществлялось в течении многовековой истории . Образовательная либо просветительная роль биб-ки была обусловлена тем, что долгое время в течении многих столетий биб-ка существовала в органичном единстве с учебным заведением. В эру раннего средневековья расположением биб-тек были по большей части учреждения церкви. К 12-16 столетиям в Европейских биб-ах возрастает количество светских книг. С трансформацией духовных заинтересованностей общества расширяется круг читателей биб-ки. Это уже студенты и преподаватели, обучающиеся. В эпоху ренесанса в 15-17 в. с развитием буржуазной идеологии просветительная роль биб-ки улучшается. начиная с середины ХХ в. в опытном сознании на смену представлению о биб-ке как собрании книг и архитектурном сооружении начало приходить представление о биб-ке как учреждении. Такое познание биб-ки отыскало отражение в справочных, учебных и официальных изданиях. Во второй половине шестидесятых годов прошлого века Ю.Н.Столяров заключил , что биб-ка ? это совокупность, складывающаяся из четырех взаимосвязанных элементов: биб фонда, контингента абонентов, библиотечного персонала и материально-технической базы Роль биб-ки изменяется, она сейчас не просто хранит множество разных документов – основная её задача – помощь отыскать читателю ответ на любой интересующий его вопрос при помощи литературы. Так, биб-ка появилась благодаря появлению документа, и продолжительное время была его хранителем и собирателем. С развитием людской общества к данной функции добавились иные, биб-ка преобразовывается в социальный университет организации публичного пользования книжных достатков. Как социальный университет биб-ка формирует возможности для участников общества удовлетворять собственные информационные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, и применять для этих целей информационные ресурсы вторых биб-ек и учреждений. Следовательно, биб-ке свойственны главные функции, каковые делает социальный университет:? создание возможностей удовлетворять интересы и свои потребности;? регулирование действий в рамках социальных взаимоотношений; ? обеспечение устойчивости публичной судьбе; ? содействие интеграции стремлений, интересов и действий индивидов;? осуществление социального контроля.Деятельность любого социального университета определяется комплектом правовых и социальных норм. Биб-ка располагает всеми атрибутами социального университета. Специфика биб-ки по сравнению с другими университетами культуры содержится в том, что приобщение к культуре происходит через документы, в которых отражены, закреплены элементы культурной действительности. Биб-ая модель культуры – док-ая модель. Логично выделить следующие четыре сущностных функции библиотеки как социального университета: 1. кумуляция – хранение и собирание док-ов и информации о них; 2. классификация – «складывание» док-ов в фонд, выступающий в качестве модели культуры; 3. трансляция – предоставление абонентам классифицированных (другими словами выступающих в качестве определенных частей информации культуры) и модели документов о документах; 4. ценностная ориентация – иерархизация элементов модели, рекомендация и выделение ценностей их абонентамТаким образом, как раз потребность в информации для осуществления различных видов деятельности послужила причиной создания биб-ки как социального университета, а удовлетворение всевозрастающих и изменяющихся информационных потребностей стало основной целью ее функционирования.

Современная концепция развития библиотеки сводится к исполнению следующих функций: информационная — это совокупность видов её деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства. Реализация функции выражается через удовлетворение информационных потребностей читателей зачет массива информации накопленного в ней. Вне исторические производные функции библиотеки включают в себя мемориальную, кумулятивную, утилитарную, коммуникативную. Кумулятивная функция проявляется в том, что с момента происхождения библиотеки собирают документальные источники информации, в каждой биб-ке осуществляется работа по кумулированию, т.е. сбору информации. Мемориальная проявляется в том, что библиотеки хранят память человечества.

университет Нью-Йорка ПИНИ(PINY Institute of New York) ?? ? Последний показ (14 Серия) карусель

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector