Августа 2015. 2-й ходовой день.

Проснулись в семь утра. Солнце, воздух, горы! Рядом была дорога, и как- то очень захотелось пробежаться. Забрался чуть повыше в горы, нашел тропу, побежал по ней. Тропа, как оказалась, звериная, поэтому надо было смотреть под ноги — заминировано знатно. Пока смотрел под ноги, пару раз получил по мордам от елочек и сосен. Но ничего, не смертельно. Бегал не долго, полчасика. Прибегаю в лагерь — чудо- три человека стоят на головах- Серега и Наташи. Как оказалось, они практикующие йоги, могут стоять на головах, делать мостик, садиться на шпагат, ходить по битому стеклу, есть сырых лягушек и ничего с ними не случается. Взял себе на заметку их утренний досуг.

На завтрак — рисовая каша с курагой, чай, кофе. Собрались, завязались, вышли на воду в 10.15.

Река чуть поменялась, стали попадаться перекаты посерьезней. Приходилось работать побольше и соображать побыстрее. Кэп на нашем судне, как я уже сказал, Ромка Панов. Он говорит, куда идти, но зачастую решения совпадают, идти с Ромой комфортно. К тому же впереди четвертка под командованием Ромы Смирнова, будущего «УгУ», который показывает нам путь. Пока все под контролем. Но отвлекаться на войне нельзя. Уже часа через два хода подошли к порогу «Бегемот».

Считается, что в большую воду это пятая категория сложности, но сейчас вода была средняя, решили, что это все же четверка. Вышли посмотреть и понять, как проходить. Коленочки предательски подрагивают- первый мой порог, а я ещё весло то толком держать не научился. Но молчу, хотя и не балагурю. Серьезно всё. Еще серьезней стало, когда на скалах увидел таблички. 3 штуки было, на одной отмечено двое. Вааще как то стало не до шуток.

Порог такой: река сужается, впереди искусственная преграда- мост, ширина прохода метра два с половиной- три, сразу за мостом бочка, потом ещё одна посерьезнее, перепад около метра, бочару надо пройти слева, струя пошла вправо, а нам надо левее, и струя выносит на апогей этого порога- т.н. «акулий плавник»-острый камень посреди струи, которого, собственно, нам надо избежать всякими возможными и невозможными способами. Задача у меня ( у нас всех) одна- не умереть. Ну, а технико- тактические действия будем разбирать потом, при благополучном исходе.

Первой пошел Ромка «УгУ» со своей командой. (про УгУ попозже, пока примите как есть. Рома Угу-капитан первого судна и адмирал всей флотилии, мозг и руки, которые растут совсем не из ж, а откуда надо). Пошел Угу, у него в команде Олька, Лена и чудо-мотор: не требующий подзаправки студент- не студент (так и не понял) Илья Муромец, хоть и тоже Смирнов. Сразу после моста их крутануло в бочке, они потеряли скорость, но в остальном прошли чисто. Зачалились, встали на страховку.

Следующие мы с Ромкой. (Сейчас, кстати, пишу эти строки и приходит ощущение тогдашнего состояния. Порог, Первый мой порог, таблички, наша штуковина на каких-то резинках- в общем, как говорится, «жим-жим».) Пожелали друг другу удачи, пошли.

А перед прохождением Серега Репин сказал нам, что первая четверка не пробила бочку, так как она не разогналась. Посоветовал нам набрать скорость перед входом в первую бочару. Мы вышли на реку, волнение стало стихать- обратного пути нет. Гребем. Перед мостом начинаем увеличивать скорость, и я чуть перегреб Ромку, катамаран зашел под мост не прямо и мы зацепили камень слева. Нас сразу же развернуло. «Что-то пошло не так»- промелькнула мысль. Бочка закрутила, а впереди же ещё одна и побольше гораздо. И пройти её надо по левому языку. Катамаран поставить носом мы не сумели и вошли во вторую бочку кормой вперед, причем плюхнулись в ней строго посередине. Гребем назад со всей силы, кое-как вышли, Рома кричит: Разворачиваемся через меня! -блин, как это? Вроде развернулись кое-как, (или нет, может и не развернулись), река несет, смотрю — плавник справа, это значит, что порог пройден! Зачалились далеко, вышли на берег, потряхивает. Выдохнули минутку, пошли смотреть, как проходят остальные наши товарищи.

Третьей пошла четверка Сереги Репина (Наташа, Наташа, Василёк). Мы с Ромкой долго добирались по берегу до порога, и увидели лишь окончание маневров этого экипажа. Крупную бочку пробили, но их крутануло, и мимо плавника они прошли кормой вперед, правда, контролируемо.

Замыкала двойка Сергея Васильева и Даши. Мне вручили фотик, как раз напротив акульего плавника, чтобы я снимал их движение. Ребята основной путь прошли как по маслу, вперед носом, ни разу их не закусило и не крутануло, но со струёй им справиться почему-то не удалось, и они вышли на всей скорости на акулий плавник. Там было не до съёмок, стоял, открыв рот. Как мне показалось, они зависли на плавнике секунд на пять (по видео потом посмотрел- секундное дело), Сергей наверху, Дашка внизу — и когда казалось, что сейчас их перевернет, они все-таки спрыгнули с плавника, и смогли выйти. Тогда я понял, что боюсь за своих больше, чем когда иду сам. Было страшно. А ребята ничего, улыбаются. Ну да, а какие варианты? Все прошли, все живы, ничего из снаряжения не потеряно, все хорошо. Выдохнули, пошли дальше.

Минут через пятнадцать встали на обед, делились впечатлениями. Часик отдохнули.

Вскоре река, после затишья, после Бегемота, активизировалась, начались пороги «Слаломный» и «Спортивный». Не очень сложные, но продолжительные, длиной семь- восемь км. Основное препятствие -достаточно большие волны и камни- нужно быстро соображать, видеть эти камни и вовремя их обходить. Мы шли достаточно уверенно, у меня начинали проявляться первые нотки азарта- какой-то спортивной злости — когда навстречу валу или порогу идешь с вызовом. Оказалось -рановато. Мы увидели камень, приняли решение обходить его справа, хотя слева вроде как было легче (мы шли за Ромкой УгУ, они обошли тоже справа, выгребли, ну и мы за ними). Они-то выгребли, а мы нет. И на полном ходу налетели лагом (еще словечко — боком) на плоский камень. Меня забросило на него, Ромка в воде под струёй. Я подался телом на камень, что бы держать равновесие. Пытались дергаться, чтобы слезть. Через секунду нам передал привет экипаж Репина, вканителившись в нас на полном ходу. Нам это не помогло, а их, возможно, уберегло от насаживания на этот же камень. Ромка стал постепенно уходить под струю, чо та ему стало некомфортно. Даша с Сергеем, увидев, что происходит с Сосиской, зачалились прямо напротив нас, Серега достал спасконец, стало чуточку поспокойней. Говорю Ромке- Я полез на камень, ты за мной. Он: Окей, только держи катамаран, чтобы не брякнуться на него, когда я вес тела перемещу. Вылез, придержал кат, Рома по раме вылез на камень. Вытащили на камень катамаран. Стоим такие на камне, слева справа течение, река бурлит, а нам чего — мы стоим. Была идея подождать зимы, река замерзнет и по льду перейти на берег. Потом вспомнили, что мы на Алтае, река может и не замерзнуть, опечалились. Сергей Васильев нам подсказал — катамаран кормой вниз, запрыгиваете на него и качаете. Так и сделали- протащили его (а он тяжелый, с мокрыми рюкзаками) на другой конец камня (камень метра полтора на два). За камнем течение было гораздо слабее, катамаран не уносило сразу и не разворачивало. Залезли, качаем, спрыгнули. Течение сразу подхватило, понесло. Дашкин крик- «Ура!» констатировал нашу общую победу в этом состязании над камнями и рекой.

Немного про ощущения. Не страшно, но не понятно, что делать. Этот опыт точно будет не лишним, и поэтому наскок на камень оценивается нами как обязательный атрибут обучения. Пусть будет.

Ниже стояли наши с морковками в руке (Морковками? Да-да, с морковками!.. Ну ладно, со спасательными концами), приготовившись нас вылавливать. Не зачаливаясь, мы сказали, что с нами все в порядке, пошли дальше.

Часов в 18 встали на стоянку с левого берега. Высокий берег, ужин, костер, разбивка лагеря, немного разговоров обо всем. Я начал писать дневник, сидя на берегу и свесив ноги вниз. Горы, река, смеркается. Просто очень хорошо.

Наверное, это был один из событийных дней. Полноценный ходовой день, первый порог, первый жим-жим, первый жим-жим не за себя, потом камень. Помню, долго не мог заснуть, перебирая кадры этого дня. Понял, что втягиваюсь, и понял, что затягиваюсь этим походом. Все нравится. Спокойной ночи.

Августа 2015

Встали в 7.00, утренний туалет, душ в реке, завтрак (овсянка с изюмом). Сбор лагеря, привязка рюкзаков. Вышли в 10.18.

Шли часа три, по волнам- интересненько, но без экстрима. Интресненькой была и рыбалка нашего четвертого экипажа- двойки Сергея и Даши. Что можно поймать в реке без удочки? Такое желанное, всем необходимое, очень вкусное, давно забытое? Да, верно! Ребята выловили из реки полторашку пива! Это лучший улов, который я видел. Спасибо рыбакам!

В районе 13-14 часов подошли к порогу Турбина. Встали на правый берег.

Вышли на осмотр, полезли на гору. Порог короткий, но соооовсем не простой.

Река делает поворот влево под девяносто градусов, сразу после поворота посередине скала, поток раздваивается. Вправо и… Правильно, влево. Вправо не желательно- очень узко, веслами не махнуть, и упирается поток прямо в скалу, к которой прижмет полюбасу. (Кстати, должен честно признаться, что кода мы с Ромкой Пановым осматривали порог, мы оба выбрали этот путь прохождения, нам он показался верным. Хорошо, что в команде есть не только экипаж Сосиски, но и опытные чуваки.) Слева дело было так: не очень большая бочка по потоку, потом поток опять раздваивается- сваливается вправо со скалы наискосок, а левая часть упирается в огромнейшую бочку. Задача- выжить (а, это уже понятно). Тогда так: идем по струе, после поворота резко влево (поток несет вправо, а нам туда не надо), проходим первую бочку, гребем, чтобы не свалиться наискосок вправо, входим носом в большую бочку, пробиваем её, чалимся. Вуаля!

Это в теории.

Теперь практика.

Первым пошел экипаж Ромки Угу. Мы зырим, кто-то из наших на страховке. Идут по струе, поворот влево, гребут изо всех сил, их разворачивает, но все под контролем, секундная передышка, нос на поток, вперед! Первую и вторую бочку пробивают без проблем, чалятся на страховку. Молодцы.

Вторым пошел экипаж Сергея Репина. Я снимал их прохождение на видео, был сконцентрирован на камере, поэтому не особо помню, как там у них получилось. Спросил у него потом — говорит, прошли как надо, все под контролем.

Третьи мы. Привычное жим-жим в начале. Наша сосисочка требовала подкачки насосиком, а тут еще вышли на воду каякеры, стоявшие в лагере неподалеку. Мы подкачали нашу Камбалу, убрали насос на вторую двойку. (а заодно покрепче закрепили пойманную бутылку пива). Жим-жим сжимал и разжимал, а мы готовили «Свирепую» к порогу. Ждали, пока пройдут каякеры и готовили себя. Привычное рукопожатие и удар шлемаками-вперед! Поскольку мы стояли на правом берегу, надо было реку сначала траверснуть (помните ли, что это значит?). Траверснули, идем ближе к левому краю, на повороте начинаем работать. Нас тащит вправо (если кто забыл, напоминаю, нам туда НЕ НАДО!!!). Работаем, нос против течения, считаем «рррраз, рррраз». Тут я уже помню свою ошибку, что перегреб на Бегемоте свою сторону. Стараюсь чувствовать Сосиску, нос держать против течения. Мне казалось, что мы сражались минуту или даже больше, и казалось, что нас уже понесло вправо (а нам туда не надо), когда наша взяла. Мы вышли из правой струи, левая струя подхватила наш нос, и мы по всем правилам вошли носом в первую бочку. Там обрызгало, и мы сразу стали работать, чтобы не стащило. Пара гребков -входим во вторую бочару носом, как надо. Но пробить не сумели, бочка нас закусила, Ромка под струей воды, на него льет и подтапливает. Сделать он ничего не может -ему и не надо, он весло поднял, держит. Я делаю гребок -толку ноль. Вокруг стая каякеров, сидят как воробышки, покачиваются на своих корытцах, резвятся. Кричат мне что-то. «Весло!» Не знаю- либо вспомнил, что говорил Ромка Панов, либо сообразил, что гребки ни к чему не приводят, в общем, сунул весло в воду и держу. Тащи, течение, тащи! Через пару секунд бочка отпустила, течение вынесло. Второйнах пройден! Стали чалиться, а силы реально кончились. Изо всех последних сил догребли до берега, ребята нас поймали, долго еще не могли отдышаться. Но довольные, что отработали как надо. Наверное, Турбину можно считать рождением нашего экипажа, здесь и дальше мы делали все, в основном, как доктор прописал.

Последними пошли Даша с Сергеем Васильевым. Начало на уровне -заранее встали полулагом к повороту, поэтому им не пришлось, как нам, бороться с сопротивлением струи, они сразу вышли из поворота на свою сторону. Первая бочка -нормуль, вторая -закусило, как нас. Тут Даша на месте Ромки-она под струей и её топит, Сергей сунул весло в воду, держит. Дашино весло бочка закусила, ей ничего не оставалось делать, как его отпустить. Сергей к этому времени справился с бочарой, и их вынесло течением. Они на кате погнались за Дашкиным веслом, поймали его чуть ниже нашей чалки. Порог Турбина нашей группой пройден!

Ниже по течению, совсем не далеко (метров пятьсот) был второй порог «Горизонт». Считается порог 5 кс. Пока мы дожидались Сергея с Дашей, Ромка УгУ и Серега Репин пошли смотреть этот порог. Позже и мы выдвинулись на осмотр. На середине пути мы встретились, Рома сказал: Нефиг там смотреть, делай как я! Ну и хорошо, делай так делай.

Горизонт — красивейший порог. Река проходит между двух высоких скал, бурлит, несется, пенится.

Идти нужно по струе, сначала вправо, что бы избежать одной бочки, после второго камня (он там есть) влево. Ничего сложного, понеслась. Пошли за первым экипажем, прошли как надо. Может, если бы и смотрели бы порог, ощутился бы жим-жим, а так- бочка и бочка. Да- покидало, да- мокро. Но не страшно. И потом, даже на Шабаше, заметил- не страшен порог совсем, когда ты на реке- некогда бояться. Но жим-жим нужен- как без этих эмоций? Поэтому пороги рекомендуется просматривать, что бы чутка побояЦЦо (а что, их ещё для чего-то просматривают?) В общем, прошли все, как надо, быстро, без потерь, но и без особых впечатлений по прохождению порога пятерки.

Сразу же зачалились, было часа четыре уже, решили перекусить сухпайком: хлеб, сало, чеснок. У меня было заныкано три апельсина (Олька дала в самом начале) и пришло самое время их слопать. Они предназначались только девчонкам, но они поделились и с нами. Солнце, Алтай, Чуя, пороги, и апельсины. В этом что-то есть, ребята, точно говорю.

Капельку дегтя: мы, такие крутые чуваки, турбину раааааз, горизонт двааааа, почти без просмотра, гордость так и бьёт из нас, но все это опошлили мелкие воробьи- каякеры. Они сознательно лезут в эти бочки, от которых мы сматывались, спокойно держатся на реке, быстры и вездесущи. Как-то все через чур легко у них получается, и ни о каком жим-жиме, глядя на них, и не подумаешь.. Ну да ладно, у них свой путь, у нас свой. И апельсинов у них наверняка не было. Надеюсь.

А через час река Чуя закончилась. Она влилась в Катунь. Чуя- такая серая-серая, известняковая, а Катунь- широкая, бирюзовая, величавая. Сразу зачалились вправо- влезли на гору фотографироваться. Надеюсь, фотоаппараты смогли передать цвета рек и наше состояние. Многие расселись на камушки, и смотрят вдаль, на эту красоту. И правильно делают.

Отдохнули, опять по местам. Начали выходить из заливчика- никак! Катамаран стоит, хотя течение сильное. Так мы познакомились с поганками- такие не приятные бурляшки из воды, которые чего хотят с катамараном, то и делают- то крутят, то держат. Со второй попытки, кое-как по краю, сильно умотавшись, мы выбрались на струю и пошли. Катунь другая- много воды, основные препятствия-валы. Мы скачем по ним, весело.

В 18.00 пора вставать на ночь. Нашли местечко, встали. На берегу- огромные валуны, место для стоянки чуть выше, надо тащить рюкзаки по камням. Полянка с какашками, но более-менее ровная. Выпили коньяка (заначка Сергея) по пятьдесят, помылись (мылись в речке, там такой пляжик небольшой, вроде как и песочек) и жахнули пивчанского. Досталось всем по чуть-чуть, но это было пиво! Что за жизнь- вчера апельсины, сегодня пиво! Рай! На ужин плов- рис с тушенкой. Костер. Чай. Девчонки поют акапелльно, Лена запела про «крейсер Аврора». Смотрю на небо, звезды, но вдалеке зарницы. Надеюсь, дождя не будет. Песня поменялась. Запели про «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Действительно.

Августа 2015.

Подъем в 7 утра (неожиданно). Умываемся, приводим в себя в порядок, завтрак. Ячневая каша с курагой- каша, наверное, вкусная, но я не очень люблю ячку. Но нормально, подкрепились, начали собираться. Перед самым выходом Ромка увидел, что одна из наших резиночек разошлась на Сосиске. Раму тоже покорежило, она и до этого не выделялась прямыми углами, а сейчас и вовсе приняла совсем не боевой вид. Позвали на помощь Сергея Васильева. Он предложил стянуть этот трубный перехлест палкой- сказано- сделано. Получилось достаточно прочно. Из-за нас немного задержался старт, но не критично, вышли в 10.30. Развлекаемся на валах- почувствовали мы с Ромой вкус, и нашу Сосиску, и друг друга понимаем с полуслова. Лезем на самую струю, катаемся. Слева, справа горы, пасутся стада небольшие- коровы в основном. Я им свищу, они поворачивают голову и на меня смотрят. Меня это очень забавляет. Питьевую воду набираем в ручье- вода прозрачная, холодная, чистая. И безумно вкусная.

Часов в 12 подошли к порогу Ильгумень. Вышли на осмотр. На левом берегу отдыхающие, много палаток. На самом берегу людей немного, человек пять- шесть. Когда мы пойдем через двадцать минут, на берегу будет человек сорок, будут нас фотать, курилки. Порог- огромные валы, бочка справа. Нужно держаться струи, уйти от бочки и спрыгнуть с огромных валов. Определили, как идти. Пошли друг за другом, Первый- Угу, потом Серега, потом двойка. Жим-жима не было, после Горизонта и Турбины нам порог страшным не показался. Но когда начали траверсить (надо было отойти ближе к левому берегу), нам показалось, что первую четверку, уже вошедшую в порог, несет на скалу. Немного заволновались, но это был обман зрения. Волны были действительно не хилыми, колбасило прилично, но нос мы контролировали, встречали волну как надо, помогали своим телом для поддержания равновесия. Прошли, как задумано, остались довольны. После порога встали на обед.

На обед: борщ с салом и чесноком, чай с пряниками. Купались, фоткались, отдыхали. После обеда шли часа три, встречались огромные валуны, катались на них, повизгивая. Справа увидели красивейшую горную реку с круглыми камнями и чистой водой. Воды набрали, пофоткались, пошли дальше. Через часик небо подзатянуло, загремело, засверкало- мы начали искать место для стоянки. Нашли отличное место- песок, ровно, стол, скамейки. Опасались дождя, на Серега Репин (он же йог! сказал, что дождя не будет. А небо йогам благоволит) Поужинали (фасоль с тушенкой) постирались. Илюха начал шить свой разорвавшийся незадолго до этого кед. Потом он вырезал на дощечке «Кострома», они с УгУ привязали табличку к дереву, где уже красовались таблички с Новосибирском, Тюменью и другими городами. За костром разговаривали про книги, я писал дневник, дождя все не было.

Тепло и хорошо. До завтра.

Августа 2015

Подъём во сколько? Правильно, в семь! Как обычно- утренние процедуры, но не обычно- в этот раз успели на йогу, которую преподавал Серега. Он, напомню, йожил с Наташами каждое утро, но что то не получалось к ним присоединиться. А тут совпало. Ромыч Панов тоже решил не отставать, вытащили пенки из палатки, начали вникать в суть брахма- драхманной философии. Сергей Васильев посмотрел-посмотрел, не удержался, тоже присоседился. Теперь у Репина был целый класс начинающих йогов, целью которых было также научиться ходить по углям, поедать земноводных, и чтобы им ничего за это не было. Поехали. Постояли на заднице (Как это? А вот так!), пару упражнений на дыхание: цель их -выдуть все козявки из носу не применяя рук (йоги же), потом покатались на спине, постояли на лопатках, потом на голове. Ну как постояли: я, например, стоял на голове параллельно земле -тоже ничо такая стойка. Потянулись немного. Кстати, именно тогда мы с Ромычем поняли, что дерево не тянется. Но позитивненько, приволжский сенсеюшка, спасибо.

Помылись, позавтракали (пшенная каша с изюмом, чай). Подкачали нашу сосисочку, вышли ровно в десять утра.

Река опять поменялась- валуны стали больше, а поганки поганее. Впереди должен быть порог Шабаш, пятерка. Подошли к сужению, зачалились слева. Пошли смотреть. Не, не порог. Погуляли по полянке, залезли в дуги, пошли дальше. Две наши двойки (наша и Серега с Дашей) шли по главному руслу, а четверки почему то решили обойти островок справа, из-за этого сильно отстали. Мы подошли к очередному сужению реки, четверки были далеко позади. Первыми вышли на берег Сергей с Дашей, пошли посмотреть. Пришли, Сергей говорит нам- «там просто валы». Ромка Угу догнал нас, спрашивает: Что там? — просто валы. Ну, валы так валы, чо мы валов не видели, что ль? Первым на просто валы пошла первая четверка, за ним Репин, за ним двойка Сергея, последние мы. Вышли на струю. Гребем, готовимся к просто валам. Смотрю вперед- четверка Репина вверх ногами, больше ничего за волнами не видать (мы еще не вошли в порог), потом двойка с Сергем и Дашей забирается на вал и сваливается с него вверх тормашками. Есть второй киль! Ромке кричу -кильнулись наши! Ромка, умница, сразу сообразил, говорит — направо, уходим со струи. Казалось, что наши каты вдарило волнами и течением о скалу. Что происходит с перевернутыми суднами — непонятно -не видно совсем. Гребли мы как сволочи -киляться совсем не хотелось, и мы понимали, что надо догонять наших перевертышей. Ни о какой технике не было и речи, но мы выгребли. Нам удалось уйти с основной струи и нас не перевернуло. Высота волн в этом месте была около трех метров, два наших катамарана положило через корму, значит, они просто не смогли на неё забраться. На нашем пути тоже были здоровые волны, но мы работали телом, перенося равновесие при наклоне катамарана. В общем, просто валы оказался порогом Шабаш, и мы пошли его без просмотра. К нам ближе была двойка Сергея, Сергей уже был на катамаране, смог забраться, рядом покачивался синий шлемофон Даши -тоже значит не отцепилась от катамарана, молодчина. Погребли было к ним. Смотрим, река ещё не успокоилась- началась вторая ступень порога. Пришлось разворачивать нос на валы и ходу. Смотрим вперед -плывет вверх пузом Срегина четверка, рядом отдельно чей-то шлем. На катамаране вижу Васю, больше никого. Честно говоря, ситуация так себе. Непонятно, что с кем. Прошли вторую ступень, опять погребли к двойке. Даша уже залезала на катамаран, весло не потеряла, чалятся к берегу. У них все нормально. Погнали догонять четверку- шлемак плывет по середине реки, но вроде все головы у катамарана. Тоже подгребают к берегу. Хотя на кате нет никого- все плывут рядом, держась за него. Мы к ним. Улыбаются. Наверняка улыбка нервная, но улыбаются. Пристали к берегу, пожал девчонкам руки- молодцы. А Вася, у которого была камера на шлеме, её не включил! Так бы заснял всю прелесть этого перевертыша, и мне не пришлось бы так долго это описывать- приложил бы видос, и все. Вам должно быть стыдно, Василий! Но родился анекдот:

-Василий, включай камеру, там валы большие!

-не буду, поберегу для Шабаша

Прошли, кильнулись…

-Нэт..Нэ пригодилась…

Поход на Мармаросы день -1й переход от Делового до пол. Лисья, (адаптационный день)