Аспекты сознания

в течении всей данной книги при рассмотрении восприятия, памяти, языка, решения задач и других тем мы будем касаться природы функций сознания и сознательного опыта. Сейчас было бы полезно ознакомиться с неспециализированной теорией сознания, дабы задать теоретические рамки рассмотрения этих разных тем по мере знакомства с ними в будущем. Этого, но, сделать не удастся, потому, что нет общепринятой теории, с которой все были бы согласны. Наоборот, теорий сознания существует столько же, сколько ученых, думающих над данной темой. Некоторых читателей — особенно тех, чье знакомство с наукой прошло в таких областях, где факты кристально ясны, а теории твердо установлены, — такое положение дел может обескуражить. И все же, что возможно более потрясающим и более захватывающим, чем отважиться ступить на территорию, которой еще нет на карте? В нейрофизиологии, эволюционной биологии, генетике и разных психотерапевтических областях совершаются ответственные открытия, и исходя из этого многие наблюдатели считают, что объяснение сознания уже где-то весьма близко (не, 1994). При отсутствии неспециализированной теории мы, обсуждая сознание, можем разве что познакомиться с некоторыми понятиями и терминами, каковые дадут нам неспециализированное представление об данной тематике, в то время, когда мы будем видеться с ней в последующих главах.

Что такое сознание?Когда-то психологи приравнивали «сознание» к «психике». Они определяли психологию как «сознания и изучение психики» и изучили сознание способом интроспекции. Как отмечалось в главе 1, с возникновением бихевиоризма в начале XX века интроспекция как сознание и метод как предмет изучения впали в немилость. Основатель бихевиоризма Джон его последователи и Уотсон полагали, что в случае если психология рассчитывает стать наукой, ее эти должны быть объективны и измеряемы. Поведение возможно замечаемым извне, а разные реакции возможно объективно измерить. Наоборот, индивидуальные переживания индивида, выявляемые методом интроспекции, другие люди замечать не смогут, и объективно измерить их также нереально. В случае если психология имеет дело с снаружи выраженным поведением, ее должны интересовать открытые для всех события, а не индивидуальные события, каковые может замечать лишь тот, кто их переживает.

Бихевиоризм не произвел столь радикальных изменений, какие конкретно подразумевались в его объявлениях. Сами бихевиористы занимались анализом личного опыта, в то время, когда этого потребовали их изучения. Изучая личные переживания испытуемого, они заменяли интроспекцию на «вербальные реакции». Сообщённое испытуемыми считалось объективным, несмотря на неопределенность субъективных оснований. И все же, вопреки бихевиористским догмам, многие психологи считали , что в то время, когда по окончании наблюдения броского света люди говорят, что чувствуют последовательность цветных послеобразов, они вправду видят цветовую последовательность. Другими словами их слова — это еще не все: слова показывают на что-то само по себе психологически увлекательное. Не смотря на то, что, пользуясь термином «вербальная реакция», бихевиористы имели возможность заниматься многими явлениями, их озабоченность замечаемым извне поведением вынуждала их пренебрегать увлекательными психотерапевтическими проблемами (снами, медитацией, обмороком), потому, что субъективные нюансы данной тематики делали ее несущественной для них (Ericsson Simon, 1993).

Приблизительно в 60-е годы психологи начали осознавать, что факты сознания через чур убедительны и ответственны, дабы ими пренебрегать. Это не означало, что психологию опять необходимо было определять только как изучение сознания; это означало лишь, что психология во всей ее полноте не имеет возможности позволить себе пренебрегать сознанием. Твёрдое требование бихевиористов сократить психологию изучением внешнего поведения через чур ограниченно. В случае если возможно строить теории о природе сознания и эти теории разрешают делать контролируемые предсказания о поведении, то построение таких теорий есть полезным вкладом в познание психики.

Неприятность сознание-тело: методологические нюансы. В.Васильев

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector