Аркейская школа. анри соге

В первой половине 20-х годов с именем Сати связано было появление еще одной музыкально-творческой группы, так называемой Аркёйской школы. В нее входили Роже Дезормьер, Максим Жакоб, Анри Клике-Плейель и приехавший из Бордо в первой половине 20-ых годов XX века Анри Соге. Эта несколько назвала себя так в честь Сати, что с 1898 года жил в парижском предместье Аркой и не в серьез именовался Аркёйским мудрецом. 20 октября 1923 года в Театре Елисейских полей состоялся концерт Аркёйской школы. В программу входили: Увертюра Жакоба, цикл танго Клике-Плейеля, «Воспоминания о голубом бале» — мазурка Дезормьера, Танец и Ноктюрн матросов Соге. Это было единственное коллективное выступление группы. В сущности, она не была единой школой, просуществовала недолго и распалась практически сразу после смерти Сати (1925).

В творчестве «аркёйцев» заметно отразились взоры Сати последних лет его жизни. Сейчас он решительно отошел от прошлых эстетических позиций, призывал к восстановлению связей с национальными музыкальными традициями, высшее выражение которых видел в творчестве Гуно. Как раз музыку Гуно он рекомендовал принять за пример, и изучать Россини, Мендельсона, Бизе, отказавшись кроме того от знакомства с творениями Вагнера, Франка, Форе и Дебюсси, влияние которых считал пагубным для молодых даров.

Самым одаренным и творчески активным из «аркёйцев» был Анри Соге (1901-1989), что с 30-х годов, а особенно по окончании Второй мировой, занял заметное место во французской музыкальной судьбе. К 20-м годам относятся только его первые испытания. В произведениях тех лет уже сказалось тяготение к мелодической ясности, прозрачности музыкальной ткани, к умеренному новаторству гармонических средств. Громаднейший успех принесли Соге его балеты «Кошка» (1927), поставленная Дягилевым в Монте-Карло, «Давид» (1928), написанный для Иды Рубинштейн, и «Ночь» (1928). Два последних шли в «Гранд-опера». В первой половине 30-ых годов XX века в сообществе с Дж. Баланчиным и Т. Тумановой Соге формирует музыку балета «Празднества», в которой критика отмечала изобретательность оркестровки и многообразие ритмов.

Одно из самых больших произведений Соге — опера «Пармская обитель» (либретто А. Люнеля по роману Стендаля), которая была закончена во второй половине 30-ых годов двадцатого века и через три года поставлена с громадным успехом. Опера эта, выдержанная в жанре громадного исторического спектакля, знаменует возвращение к классическим оперным формам. «Я дал ей наилучшее, что имеется во мне», — сказал о ней Соге, придавая особенное значение собственному детищу. Стиль этого произведения несет отпечаток сознательного воскрешения лучших традиций Гуно и Верди.

Среди бессчётных произведений, созданных Соге в годы оккупации, очень направляться отметить Симфонию искупления (1943-1945), посвященную «невинным жертвам гитлеровского террора и войны», и балет «Бродячие комедианты» (по смыслу — «Бродячий цирк») на сценарий Б. Кохно в постановке и с участием Ролана Пети в костюмах и декорациях К. Берара (1945). Спектакль воссоздал поэзию циркового представления: жалкие, голодные бедняки остаются артистами, они первые верят в иллюзию создаваемого ими зрелища, мастерство возвышает их над обыденностью, на миг дарит им красоту. И музыка Соге информирует ритмам бытовых танцев эти черты праздничности, приподнятости, заразительной жизнерадостности, а дешёвым, иногда очевидным мелодическим формулам вальса, польки, марша, галопа — изящество, нежность, полетность, задор, мечтательность, блеск, благодаря изобретательно и совершенно верно выбранным богатству и краскам гармоний оркестровых тембров. Собственный отношение к печальной участи артистов-горемык Соге высказывает в щемящей грусти медленного вальса, обрамляющего воздействие (выход бродячих комедиантов и их уход по окончании представления), в милой чувствительности некоторых песенных мелодий, напоминающих тоскливые наигрыши аккордеона в кабачке парижского предместья. Любопытно, что премьера балетного спектакля практически совпала с возникновением на экранах Парижа близкого по духу, овеянного теми же настроениями фильма Марселя Карне «Дети райка», в котором в первый раз привлек интерес и завоевал сердца зрителей юный артист Жан-Луи Барро. Нет потребности обосновывать демократическую направленность как спектакля, так и фильма. Среди почти двух десятков балетов Соге партитура «Бродячих комедиантов» остается одной из лучших. Как раз в ней четко проявилось родство музыкальной стилистики Соге и Пуленка, сказывающееся в природе мелодизма, прозрачности оркестрового письма, в тяготении к выделению и чистым тембрам солирующих древесных духовых, в тональной ясности, дополненной отдельными бликами битональных обострений.

* * *

В 20-е годы творчество молодых, в особенности из «Шестерки», еле проникало в концертные залы и большие театры Парижа. Их произведения исполнялись в основном в малых театрах, частных антрепризах («Русский балет» Дягилева, «Шведский балет»), на домашних сценах, в концертах малых оркестров, иногда — в концертах Ш. Ламурё либо Э. Колонна, и еще реже — на сцене «Гранд-опера» либо «Опера комик». Отклики прессы — не только консервативной, но и либеральной — были, в большинстве случаев, быстро критическими. Премьеры часто осуществлялись вне Франции и завоевывали молодым авторам европейское признание раньше отечественного. Ведущее же положение в музыкальной судьбе Парижа занимали Равель, Руссель, Роже-Дюкас, Шмитт, д’Энди и другие композиторы старшего поколения. Как раз они воображали во всемирной культуре французскую музыку. Стоит напомнить, что для Равеля, к примеру, 20-е годы — пора творческого расцвета, в то время, когда он формирует последовательность собственных шедевров: Вальс (1920), Сонату для виолончели и скрипки (1922), рапсодию «Цыганка» (1924), оперу «волшебство и Дитя» (1925), Сонату для скрипки и фортепиано (1927), Болеро (1928), а в начале 30-х годов появляются оба его фортепианных концерта (1931, 1932).

Для композиторов старшего поколения были дешёвы все театры оперы и балета Парижа. В «Гранд-опера» ставились «Мученичество святого Себастьяна» Дебюсси, «Дафнис и Хлоя» и «Испанский час» Равеля, «Пери» Дюка, опера-балет «Падмавати» Русселя, лирическая мимодрама «Орфей» Роже-Дюкаса *, произведения композиторов зарубежных национальных школ — к примеру, оперы «Гойески» Э. Гранадоса, «Семь канцон» Дж. Малипьеро, «Пепита Хименес» И. Альбениса. Что касается участников «Шестерки», то их произведения начинают систематично включаться в репертуар и симфонические программы больших театров Парижа только в 30-е годы. Но к этому времени идейно-стилистика и эстетические позиции этих композиторов претерпели большую эволюцию.

Е годы

Публично-политические события 30-х годов (финансовый кризис, приход к власти нацистов в Германии, попытка фашистского путча во Франции, катастрофа Испании, аншлюс Австрии, оккупация Чехословакии Гитлером) оказали самое яркое действие на умонастроения французской интеллигенции, причем кроме того той ее части, которая прежде сторонилась политики, занимаясь по большей части узкоэстетическими проблемами. Уже в первой половине 30-ых годов двадцатого века Орик пишет музыку к антибуржуазному фильму Рене Клера «Свободу нам»; страстный протест против буржуазной действительности выражен в оратории Онеггера «Крики мира» (1931); смелым пафосом проникнута кантата «Смерть тирана» Мийо (1932); Ш. Кёклен формирует песню «Свободу Тельману» (1934). В 1935 году коммунист П. Вайян-Кутюрье и Р. Роллан обращаются к деятелям культуры с открытым письмом, призывая создавать мастерство, близкое и понятное широким народным весам. Письмо послужило стимулом для происхождения Народной музыкальной федерации Франции, во главе которой поднялись Руссель и Кёклен. Федерация объединила музыкантов различных поколений. В нее вошли: Онеггер, Мийо, Дюрей, Орик, Тайфер, Ибер, Вьенер, Жоливе, Лазарюс, Дезормьер, Мартине и многие другие композиторы, и писатели и поэты -— Ромен Роллан, Луи Арагон, Жан-Ришар Блок, Поль Вайян-Кутюрье, Леон Муссинак, Шарль Вильдрак, Поль Элюар.

Деятельность федерации по большей части была связана с рабочими музыкальными организациями. В 30-е годы при клубах, фабриках, больших фирмах Парижа и некоторых вторых городов Франции существовали самодеятельные хоровые коллективы. Управление ими и осуществляли члены федерации. К примеру, Кёклен в 1935 году создал и возглавил Парижский народный хор.

Происхождение федерации ознаменовалось спектаклем по пьесе Р. Роллана «14 июля», посвященной событиям французской революции 1789 года. Спектакль должен был идти под открытым небом на площади Бастилии, но прошёл в зале «Арен де Лютее» 14 июля 1936 года под неспециализированным управлением Вильдрака, с художественным оформлением Пикассо. Громадную роль в спектакле игралась музыка, написанная семью композиторами: Ибером (Увертюра), Ориком (сцена в саду Пале-Рояля), Мийо (финал первого акта — Похоронный марш и вступление), Русселем (вступление ко второму акту), Кёкленом (хор «Свобода» с инструментальным сопровождением), Онеггером (Марш — поход на Бастилию) и Лазарюсом («Праздник Свободы»). Дирижировал Дезормьер.

Федерация производила бюллетень «Art musical populaire» («Народное музыкальное мастерство») и организовала для потребностей самодеятельности нотное издательство «Chant du monde» («Песни мира»). Во второй половине 30-ых годов двадцатого века Кёклен публикует популярную брошюру «народ и Музыка». В самодеятельных хорах наровне с примерами хорошей музыки исполняются песни французских революций — хоры Госсека, Гретри и Мегюля, «Застольные песни сенсимонистов» Ф. Давида и др. Композиторы создают и новые песни, конкретно откликающиеся на современные события. Так, Онеггер во второй половине 30-ых годов XX века придумывает хоровые песни «молодость» на текст Вайяна-Кутюрье и «Тревога» на стих Мусси- нака — отклик на борьбу испанского народа с нацизмом. На Глобальном съезде Ассамблеи против антисемитизма и расизма (1937 год) исполняется музыкальный плакат Мийо для хора a cappella «Рука, протянутая всем» на слова Вильдрака. Для фильма «Надежда» по роману Андре Мальро, кроме этого посвященному событиям в Испании, Мийо пишет «Траурное шествие». Музыка этого эпизода столь велика, что стала позднее независимой симфонической пьесой.

К открытию в Париже Глобальной выставки 1937 года правительство Народного фронта заказало коллективную сценическую композицию называющиеся «Свобода». В ее создании участвовала несколько поэтов и писателей, последовательность композиторов: Онеггер, Мийо, Ибер, Ролан-Манюэль, Тайфер, Деланнуа и другие. Еще один массовый спектакль, «Строительство города» на текст Ж.-Р. Блока, сопровождался музыкой Онеггера и Мийо.

Участие в движении Народного фронта, в деятельности Народной музыкальной федерации сильнейшим образом влияло на творчество композиторов. «Музыка обязана поменять публику, обращаться к весам», — утверждает Онеггер. Притом он желает «обращаться к весам» не только в произведениях, рассчитанных на самодеятельные коллективы, но подчиняет данной задаче все творчество. Демократические тенденции сказываются и у других композиторов. Характерной делается тяга к возвышенным, гуманистическим, морально-философским и патриотическим темам, воплощаемым в монументальных жанрах оперы, оратории, кантаты, симфонии. В течение четырех лет Онеггер формирует три наибольшие оратории — «Жанна д’Арк на костре» (1935), «Пляска мертвых» (1938), «Никола из Флю» (1939). Все они проникнуты гуманистическими идеями, мыслями о личности и народе, о смерти и жизни.

Демократические устремления композиторов Франции сказались и в возросшем внимании к фольклору либо к его традициям. Одно за вторым появляются во второй половине 30-ых годов двадцатого века произведения, применяющие фольклорную тематику: Провансальская сюита Мийо, Французская сюита Пуленка, Фламандская рапсодия Русселя.

С началом оккупации Франции прекратила существовать Народная музыкальная федерация, но члены ее ушли в подполье и действовали . Музыканты включились в Национальный фронт сопротивления. В руководящий комитет вошли JI. Дюрей, Ж. Орик, Э. Баррен, К. Дельвенкур, Р. Дезормьер, Ш. Мюнш, Ф. Пуленк, М. Розенталь, А. Ролан-Манюэль. Они принимали участие в подпольных изданиях «Полуночной печати», где публиковали патриотические песни на стихи поэтов Сопротивления (особенно деятельно трудился в данной области Дюрей). Деятельность федерации возобновилась с 1946 года.

Вторая мировая война отыскала яркое отражение в творчестве последовательности наибольших композиторов Франции.

Преподаватель иудей в кабинете у директора школы — На троих — 3 сезон – 6 серия

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector