Архитектурные стили в беларуси: основные черты и сооружения

Стиль Время Элементы Тип постройки Изюминки
Романский Середина XIII – XIV Поребрик, зубцы, бойницы Замки (Лида, Крево, Геранены, Медники, Гродно, Новогрудок) башни-донжоны (Каменец) Геометризм формы постройки (прямоугольная призма, цилиндр у башен; конус либо пирамида крыш); суровость, монументальность образа
Готика Середина XIII—начало XVI Окна-бойницы, нервюрные своды, контрфорсы, поверхностные ниши арочной формы (одинарные, парные, строенные), машикули Замки (Новогрудок, Мир), костелы (Ишколдь), храмы-крепости (Сынковичи, Мурованка) При сохранении оборонительных линия – рвение к декоративности за счет неглубокх ниш на фронтоне и полихромности фасадов, «открытая кладка; форма башен – 2-ярусная («чацьвярык і пастаўлены на яго васьмярык»)
Ренессанс Финиш XV – начало XVII Квадратные либо прямоугольные окна, поверхностные ниши прямоугольной либо квадратной формы, крестовые своды, появление карнизов, рустовка, фронтон-лестница Кальвинские сборы (Заславль, Сморгонь, Койданово), костелы (Чернавчицы), ратуши (Несвиж), дворцово-замковые ансамбли (Мир, Любча, Гольшаны, Смоляны) Геометрические формы фасадов (треугольный фронтон), оштукатуренные фасады, граненая форма башен, ясное членение построек на ярусы посредством карнизов
Барокко Финиш XVI — середина–финиш XVIII Профилированные карнизы, фигурные щиты фронтонов, пилястры, фигурные бровки, валюты, ракушкообразное завершение, ниш для скульптур, цилиндрические либо крестовые своды, Храмы, монастыри и кляшторы, синагоги (Слоним), ратуши (Витебск, Могилев), коллегиумы (Полоцк, Пинск), больницы (Слоним), жилая городская застройка (дома ремесленников: Поставы, Новогрудок, Слоним), дворцово-замковые ансамбли (Несвиж); базиликальные (Бригитский и Бернардинский костелы в Гродно) и крестово-купольные (церковь Св. Николая в Могилеве, костел в Несвиже) Контрастность и перетекаемость форм и объёмов, сочетание выпукло-вогнутых количеств (иллюзия пластичности фасадов), многоярусные башни, динамичные композиции за счет волнообразных карнизов), основной фасад – театральная ширма
Классицизм Середина–финиш XVIII — середина XIX Колонны, что образуют монументальный портик, бровки и треугольный фронтон над окнами, двухскатная крыша, стоечно-балочная конструкция потолка Дворцово-парковые ансамбли (Ружаны, Святск, Снов, Альбертин), муниципальные усадьбы (Поставы, Воложин, Слоним, Гродно), храмы–ротонды (Верхнедвинск, Чечерск, Лида), жилая застройка, административные постройки (дворцы губернаторов, вокзалы) Геометризм форм, симметрия, строгость и монументальность, ордерная совокупность, двухэтажная городская застройка по «красной линии» единым фасадом
Стили историзма (неоготика, неороманский, необарокко, неоклассицизм псевдорусский, псевдовизантийский) Середина–финиш XIX Привычные стилистические элементы – не конструктивные, а костёлы и декоративные Церкви (Троицкий в Гервятах, Александра Невского, Св. Роха – Минск); вокзалы; усадьбы (необарокко, неоклассицизм, неоготика) Сосуществование 2 стилей в одной постройке; отступление от канонов стиля
Модерн Финиш XIX – начало XX ст. «Голы мур», сочетание материалов (стекло, бетон, металл, керамика), отсутствие ордерной совокупности Банки (Слоним), городская застройка (Могилев, Гродно, Минск), административные постройки (строение Либаво-Роменской железной дороги), часовни (Мир) Ассиметричность, сочетание несовместимых материалов, иммитация природных форм, цитатность (ориентация на предшествующие стили) (конюшня в Альбертине)
Конструктивизм 20-30-е гг. XX Свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна, плоская крыша Административные (Дом правительства в Минске) и публичные (бывшая библиотека им. Ленина в Минске) строения Конструктивная база строения – бетонный каркас; четкий и рациональный замысел; объёмы и – основа образа (по форме и высоте)
Сталинский ампир Середина 40-х – середина 50-х гг. XX Обилие элементов архитектурных ордеров, как в интерьере, так и в экстерьере строений, геральдика с советской символикой (пятиконечная звезда, молот и серп) «Ворота Минска», единый комплекс застройки проспекта Независимости от пл. Независимости до пл. Победы Смешение элементов, характерных для архитектуры Наполеоновской Франции начала XIX в., позднего классицизма, ампира, и наряду с этим в некоторых строениях присутствуют элементы белорусских мотивов
Брутализм 50-е –70-е гг. XX Для наружной отделки применена особенная разработка обработки цементной поверхности, так называемый «beton brut» (фр. – необработанный бетон) Панельные дома 70-х, строение архитектурного факультета бывшего политехнического университета (Минск) Мощь объёмов и конструкций, храбрые широкомасштабные композиционные ответы; поверхности стройматериалов не декорируются, экспонированы в их естественном виде («честность материалов»)
Хай-тэк С 80-х гг. XX века Широкое использование стекла, пластика, металла, серебристо-железного цвета Публичные сооружения (вокзалы, библиотеки – в Минске); офисные строения (банки); спортивные сооружения (Минск-арена) Применение простых фигур и прямых линий; трубчатые конструкции из лестницы и металла, выведенные наружу строения;. децентрированное освещение, создающее эффект просторного, прекрасно освещенного помещения.

АРТ-ликбез по архитектуре

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector