Стиль | Время | Элементы | Тип постройки | Изюминки |
Романский | Середина XIII – XIV | Поребрик, зубцы, бойницы | Замки (Лида, Крево, Геранены, Медники, Гродно, Новогрудок) башни-донжоны (Каменец) | Геометризм формы постройки (прямоугольная призма, цилиндр у башен; конус либо пирамида крыш); суровость, монументальность образа |
Готика | Середина XIII—начало XVI | Окна-бойницы, нервюрные своды, контрфорсы, поверхностные ниши арочной формы (одинарные, парные, строенные), машикули | Замки (Новогрудок, Мир), костелы (Ишколдь), храмы-крепости (Сынковичи, Мурованка) | При сохранении оборонительных линия – рвение к декоративности за счет неглубокх ниш на фронтоне и полихромности фасадов, «открытая кладка; форма башен – 2-ярусная («чацьвярык і пастаўлены на яго васьмярык») |
Ренессанс | Финиш XV – начало XVII | Квадратные либо прямоугольные окна, поверхностные ниши прямоугольной либо квадратной формы, крестовые своды, появление карнизов, рустовка, фронтон-лестница | Кальвинские сборы (Заславль, Сморгонь, Койданово), костелы (Чернавчицы), ратуши (Несвиж), дворцово-замковые ансамбли (Мир, Любча, Гольшаны, Смоляны) | Геометрические формы фасадов (треугольный фронтон), оштукатуренные фасады, граненая форма башен, ясное членение построек на ярусы посредством карнизов |
Барокко | Финиш XVI — середина–финиш XVIII | Профилированные карнизы, фигурные щиты фронтонов, пилястры, фигурные бровки, валюты, ракушкообразное завершение, ниш для скульптур, цилиндрические либо крестовые своды, | Храмы, монастыри и кляшторы, синагоги (Слоним), ратуши (Витебск, Могилев), коллегиумы (Полоцк, Пинск), больницы (Слоним), жилая городская застройка (дома ремесленников: Поставы, Новогрудок, Слоним), дворцово-замковые ансамбли (Несвиж); базиликальные (Бригитский и Бернардинский костелы в Гродно) и крестово-купольные (церковь Св. Николая в Могилеве, костел в Несвиже) | Контрастность и перетекаемость форм и объёмов, сочетание выпукло-вогнутых количеств (иллюзия пластичности фасадов), многоярусные башни, динамичные композиции за счет волнообразных карнизов), основной фасад – театральная ширма |
Классицизм | Середина–финиш XVIII — середина XIX Колонны, что образуют монументальный портик, бровки и треугольный фронтон над окнами, двухскатная крыша, стоечно-балочная конструкция потолка | Дворцово-парковые ансамбли (Ружаны, Святск, Снов, Альбертин), муниципальные усадьбы (Поставы, Воложин, Слоним, Гродно), храмы–ротонды (Верхнедвинск, Чечерск, Лида), жилая застройка, административные постройки (дворцы губернаторов, вокзалы) | Геометризм форм, симметрия, строгость и монументальность, ордерная совокупность, двухэтажная городская застройка по «красной линии» единым фасадом | |
Стили историзма (неоготика, неороманский, необарокко, неоклассицизм псевдорусский, псевдовизантийский) | Середина–финиш XIX | Привычные стилистические элементы – не конструктивные, а костёлы | и декоративные Церкви (Троицкий в Гервятах, Александра Невского, Св. Роха – Минск); вокзалы; усадьбы (необарокко, неоклассицизм, неоготика) | Сосуществование 2 стилей в одной постройке; отступление от канонов стиля |
Модерн | Финиш XIX – начало XX ст. | «Голы мур», сочетание материалов (стекло, бетон, металл, керамика), отсутствие ордерной совокупности | Банки (Слоним), городская застройка (Могилев, Гродно, Минск), административные постройки (строение Либаво-Роменской железной дороги), часовни (Мир) | Ассиметричность, сочетание несовместимых материалов, иммитация природных форм, цитатность (ориентация на предшествующие стили) (конюшня в Альбертине) |
Конструктивизм | 20-30-е гг. XX | Свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна, плоская крыша | Административные (Дом правительства в Минске) и публичные (бывшая библиотека им. Ленина в Минске) строения | Конструктивная база строения – бетонный каркас; четкий и рациональный замысел; объёмы и – основа образа (по форме и высоте) |
Сталинский ампир | Середина 40-х – середина 50-х гг. XX | Обилие элементов архитектурных ордеров, как в интерьере, так и в экстерьере строений, геральдика с советской символикой (пятиконечная звезда, молот и серп) | «Ворота Минска», единый комплекс застройки проспекта Независимости от пл. Независимости до пл. Победы | Смешение элементов, характерных для архитектуры Наполеоновской Франции начала XIX в., позднего классицизма, ампира, и наряду с этим в некоторых строениях присутствуют элементы белорусских мотивов |
Брутализм | 50-е –70-е гг. XX | Для наружной отделки применена особенная разработка обработки цементной поверхности, так называемый «beton brut» (фр. – необработанный бетон) | Панельные дома 70-х, строение архитектурного факультета бывшего политехнического университета (Минск) | Мощь объёмов и конструкций, храбрые широкомасштабные композиционные ответы; поверхности стройматериалов не декорируются, экспонированы в их естественном виде («честность материалов») |
Хай-тэк | С 80-х гг. XX века | Широкое использование стекла, пластика, металла, серебристо-железного цвета | Публичные сооружения (вокзалы, библиотеки – в Минске); офисные строения (банки); спортивные сооружения (Минск-арена) | Применение простых фигур и прямых линий; трубчатые конструкции из лестницы и металла, выведенные наружу строения;. децентрированное освещение, создающее эффект просторного, прекрасно освещенного помещения. |
АРТ-ликбез по архитектуре