Архитектурные постройки в неорусском стиле

Неорусское стилевое ответ основалось в столичной и петербуржской архитектуре, как уже упоминалось ранее, в рамках общеевропейского интереса к народному искусству и древнерусскому зодчеству, и элементам византийской архитектуры. Направление является стилизацией , сочетание и интерпретацию русского архитектурного наследия с другими стилями – от романтизма до модерна.

Исследователи по-различному относились к творениям неорусского стиля в Санкт-Петербурге. Многие вычисляли элементы этого веяния пародийной стилизацией ветхих монументов и ненужным украшательством. Другие, напротив, именовали стиль прогрессивным направлением, которое было нужно архитектуре как переход от эры эклектизма к эре северного модерна.

Кое-какие утверждали, что ответ исключило вычурность и дробность псевдорусских строений, включая светские строения. Но в любом случае неорусское течение высказывало возврат к национальному началу, которое было забыто под слоями древних и западных влияний. Тем временем архитектурный вид Санкт-Петербурга становился более сбалансированным и самобытным.

Жемчужиной неорусского стиля в Санкт-Петербурге есть Храм Спаса-на-Крови (Воскресения Христова) (ил. 15), что был воздвигнут в память императора Александра II архитектором А.А. Парландом. Во внутренней отделке храма употреблялись такие материалы, как мрамор, порфир, позолоченная медь, яшма и итальянский мрамор, а в облицовке стен – гранит, глазурованный эстляндский мрамор и кирпич. По эскизам видных живописцев М.В. Нестерова, В.М Васнецова, Н.Н. Харламова и А.П. Рябушкина выполнены мозаичные иконы.

Одним из выдающихся архитекторов неорусского стиля есть А.В. Щусев. Самой ранней из щусевских построек в Натальевке была Спасская церковь (1911-1913, проект 1908 года) (ил. 16), ставшая особенной достопримечательностью усадьбы П.И. Харитоненко. Церковь была задумана как храм-музей древнерусского мастерства. Это растолковывает участие в создании художественного образа храма таких последователей новых и первоклассных мастеров течений в мастерстве, как скульптор А.Т. Матвеев (фигуры апостолов и пророков, фланкирующие западный притвор, рельефы на фронтоне над этим притвором) и С.А. Евсеев, и «юный, гениальный», по словам того же Виноградова, художник А.И. Савинов [34].

Маленькая каменная церковь, выполненная в характерной для новорусского стиля утрированных формах новгородско-псковского зодчества, принадлежала к числу лучших произведений Щусева в этом роде. Характерно, что современники в намного меньшей степени осознавали принадлежность ее стилистики к модерну, не сильный чувствовали подчеркнутость а также гротескность ее необыкновенных пропорций, характерных национально-русскому ответвлению модерна, чем эти ее особенности воспринимаются нами сейчас, но отлично ощущали обаятельную сказочность неспециализированного вида натальевской церкви: «Приветливая и комфортная, красивая в собственном торжественном костюме – робко, как многие древние храмы, белеет она на поляне, среди молодых сосенок, и ее темно-светло синий глава практически не видна с далека. Наивностью народной сказки и преданием старины веет от мило задуманных скульптурных украшений русско-романского характера, от бронзово кованых врат главного входа, от умного плетения железа оконных решеток, совсем уникальной звонницы, перекрытой золотым шатром; необычный ростовский перезвон еще усиливает это чувство» [35].

Чувство интимности, таинственной древности и уюта еще более охватывало визитёра в храма, где были размещены собранные П.И. Харитоненко коллекции древних икон, золотого шитья, лампад и паникадил, предметов священных книг и культового обихода. Все эти предметы получили кресло в интерьере не столько по церковным канонам, сколько в интересах музейного показа. По словам Г.А. Савинова, сына живописца, «иконостасы в том месте были особенными: иконы экспонировались, как на выставочных стендах в музее; над ними шла роспись. Иконы, если судить по рассказам отца и по фотографиям, были прекрасны. Они планировали из многих мест России, воображая разные школы древних иконописцев» [36].

Коллекции П.И. Харитоненко прекрасно и согласованно вписались в интерьер церкви, обогащенные росписями А.И. Савинова, что собственными выделено вытянутыми пропорциями фигур и их утрированной пластичностью вторили неспециализированной стилистической направленности архитектуры храма. А.И. Савинова отличает присущее композиции этих росписей, в целом классической, «особенное савиновское пластика фигур и ощущение ритма» и влияние на них Ренессанса, необыкновенное для русских росписей тех лет» [37]. В композицию некоторых росписей были введены в острых ракурсах экзотические животные, очевидно высмотренные живописцем в парке Натальевки.

Ансамбль вокзальных корпусов Казанского вокзала в Москве А.В. Щусева (ил. 10) представляет собой сложную по формам, силуэтности и полихромности объемно-пространственную композицию, отличающуюся яркой национальной ясностью, перекликающейся с столичной архитектурой XVII в. Громадные пространства в вокзала в конструктивном отношении решены современно (железобетон), тогда как художественный вид некоторых интерьеров носит ретроспективный темперамент.

Разрабатывая проекты строений, каковые нужно было возводить за границей, архитекторы обязательно придавали проектируемым ими строениям национально-русский вид. Так поступил и А.В. Щусев, выстроив гостиницу в итальянском городе Бари (1913-1914) и Русский выставочный павильон в Венеции (1914). Оба эти сооружения являются примерами национального ретроспективизма неорусского стиля.

В Санкт-Петербурге в неорусском стиле возводились и кое-какие жилые дома. Фактически наоборот друг другу архитектор Н.Ф. Беккер и И.С. Богомолов выстроили прибыльные дома Зайцевых. Оштукатуренные фасады украшены бордюрами, растительными и звериными орнаментами, присутствуют эркеры, закомары и балконы.

Архитектурные стили с примерами строений / Курс эрудиции

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector