Архитектоника текста

Художественный текст представляет собой коммуникативное, структурное и семантическое единство, что проявляется в его композиции.

Композиция художественного текста — «обоюдная соотнесенностьи расположениеединиц изображаемого и художественно-речевых средств»[69]. Это построение произведения, определяющее его целостность, единство и завершённость. Композиция текста обусловлена авторскими интенциями, жанром, содержанием литературного произведения. Она представляет собой «системусоединения»[70] всех его элементов. Эта совокупность имеет и независимую содержательность, которая обязана раскрываться в ходе филологического анализа текста. Его объектом могут служить различные нюансы композиции:

1) архитектоника, либо внешняя композиция текста, — членение его на определенные части (главы, подглавки, абзацы, строфы и пр.), их взаимосвязь и последовательность;

2) совокупность образов персонажей художественного произведения;

3) смена точек зрения в структуре текста; так, согласно точки зрения Б.А.Успенского, как раз неприятность точки зрения образовывает «центральную проблему композиции»[71];рассмотрение в структуре текста различных точек зрения в соотношении с архитектоникой произведения разрешает распознать динамику развертывания художественного содержания;

4) совокупность подробностей, представленных в тексте (композиция подробностей); их анализ позволяет раскрыть методы углубления изображаемого: как тонко увидел И.А.Гончаров, «подробности, представляющиеся в дальней возможности неспециализированного замысла обрывочно и раздельно», в контексте целого «сливаются в общем строе… как словно бы действуют узкие невидимые нити либо, пожалуй, магнетические токи»;

5) соотнесенность между собой и с остальными компонентами текста его внесюжетных элементов (вставных новелл, рассказов, лирических отступлений, «сцен на сцене» в драме). [45]

Анализ композиции, так, учитывает различные нюансы текста.

Нужно в первую очередь разграничивать внешнююкомпозицию (архитектонику) и внутреннююкомпозицию. В случае если внутренняя (содержательная) композиция определяется в первую очередь совокупностью образов-характеров, своеобразием сюжета и особенностями конфликта, то внешняя композиция — это членение текста, характеризующегося непрерывностью, на дискретные единицы. Композиция, следовательно, имеется проявление значимой прерывистости в непрерывности.

Границы каждой композиционной единицы, выделяемой в тексте, четко заданы, выяснены автором (главы, главки, разделы, части, эпилоги, явления в драме и др.), это организует и направляет восприятие читателя. Архитектоника текста «является способом порционирования смысла; посредством… композиционных единиц создатель показывает читателю на объединение, либо, напротив, расчленение элементов текста (соответственно, его содержания)»[72]. не меньше значимо и отсутствие членения текста либо его развернутых фрагментов. Немаркированность композиционных единиц подчеркивает целостность пространственного континуума, принципиальную недискретность организации повествования, недифференцированность, текучесть картины мира повествователя либо персонажа, см., к примеру, «поток сознания».

Любая композиционная единица характеризуется приемами выдвижения, каковые снабжают выделение наиболее значимых смыслов текста и активизируют внимание его адресата. Это, во-первых, разные графические выделения, во-вторых, повторы языковых единиц различных уровней, в-третьих, сильные позициитекста либо его композиционной части — позиции выдвижения, которые связаны с «установлением иерархии смыслов, фокусированием внимания на самом ответственном, усилением эстетического эффекта и эмоциональности, установлением значащих связей между элементами смежными и дистантными, принадлежащими одному и различным уровням, обеспечением связности текста и его запоминаемости»[73]. К сильным позициям текста традиционно относятся заглавия, эпиграфы, началои конецпроизведения (части, главы, главки). С их помощью создатель подчеркивает важнейшие для понимания произведения элементы структуры и в один момент определяет главные «смысловые вехи» той либо другой композиционной части (текста в целом). Единицы архитектоники являются, так, единицами текстовой структуры, в ходе [46]филологического анализа они должны рассматриваться с учетом эстетической организованности целого.

Различаются два главных вида членения текста: объемно-прагматическоеи контекстно-вариативное[74].

Объемно-прагматическое членение учитывает, во-первых, количество произведения, а во-вторых, особенности восприятия читателя (как раз оно организует его внимание). Главными единицами в этом случае выступают том, книга, часть, глава (акт), главка (подглавка), явление в драме, отбивка, абзац. Объемно-прагматическое членение взаимодействует с членением контекстно-вариативным, из-за которого, во-первых, различаются контексты, организованные авторской речью (речью повествователя), и контексты, которые содержат «чужую» обращение — обращение персонажей (их отдельные реплики, монологи, диалоги); во-вторых, описание, рассуждение и повествование. Эти композиционные формы вычленяются, как мы видим, уже с учетом субъекта речи. Оба вида членения взаимообусловлены и последовательно раскрывают содержательно-концептуальную данные текста. Объемно-прагматическое членение может употребляться как метод выделения точки зрения персонажа, см.,. к примеру, выделение при помощи абзацев перцептивной точки зрения храбреца и его внутренней речи в рассказах Б. Зайцева. Ср.:

ACADEMIA. Юрий Волчок. Архитектоника Владимира Шухова. Канал Культура

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector