Апологетика, патристика, схоластика

В истории средневековой европейской философии возможно выделить три периода, любой из которых характеризуется собственными задачами, проблемами, уникальными концепциями: апологетика, патристика и схоластика.

Апологетика (от греч. аpologeomai – защищаю) – II–III вв. В это время сложилось пара философских школ в Византии, Риме, Александрии, представителями которых были Юстин Мученик, Татиан, Афиногор, Тертуллиан, Климент (Тит Флавий), Ориген. Апологеты видели собственную задачу в обосновании и защите христианской догматики в борьбе с ее теоретическими и политическими соперниками. Они пробовали отвести обвинение против христиан в расшатывании устоев Римской империи, критиковалм греческой философии. Острота борьбы с таким замечательным соперником диктовала крайности в аргументации. Так, Тертуллиан утверждал, что по окончании Христа не нужна никакая любознательность и обвинял греков в плагиате из Библии. Вместе с тем категориально-понятийный аппарат и многие идеи греческой философии широко применялись в становлении христианской догматики. Климент, Ориген убеждали язычников в преимуществах новой религии, открыто объединяя христианство с платонизмом, разглядывая философию как лучшее введение в христианское учение. Объективно апологеты решали тяжёлую задачу: готовили землю для выработки новозаветного канона, занимались самой противоречивой частью учения – о Троице и о Духе Святом. Исходя из этого они должны были идти на компромисс, синтезировать, быстро выступать. Не все из них потом были одинаково оценены, кое-какие, как Ориген, кроме того официально осуждены собором.

Патристика (от греч. pater – папа), либо учения отцов церкви, вошедшие в Святое предание. Данный период охватывает III–VIII вв. самые видные представители: Василий Кессарийский, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Леонтий, Максим Исповедник, Августин, Боэций.

Переход к патристике связан с началом систематической разработки основополагающих неприятностей христианского вероучения, его систематизацией, нормированием христианского знака веры, введением наиболее значимых понятийных структур теологии, обоснованием статуса христианства как национальной религии, борьбы с ересями. С позиций развития фактически философских неприятностей значение этих мыслителей пребывает в сохранении культуры акцентировании и рациональной рефлексии личной духовности человека.

Обсуждение неприятности сочетания в личности Иисуса божественной и людской природы открывает антропологическую проблематику в философии. Обращаясь к духовности, философы исследуют понятия: дух, душа, личность, индивид, грех, добро, зло, страдание, откровение, познание, искупление, самосовершенствование. Ярко звучит мысль о том, что любой человек неповторим, неповторим, причастен Всевышнему. В случае если духовность античности абстрактна и существует сама по себе в платоновском мире идей либо древней скульптуре, то тут она лична. В случае если всевышние античности равны человеку, то тут Всевышний – верховная сокровище, талантливая придать смысл и содержание каждой личности. Собственной судьбой человек обязан распознать данный суть и доказать, что он вправду причастен Всевышнему. Так, философия задает человеку регулятивный идеал, показывает, каким он должен быть. Драматизм переживания личного бытия улучшается новой концепцией времени. Цикличное время античности сменилось линейным, векторно направленным временем средневековья. Время соотносится с вечностью, в нем особенная тайна, тайная, которую нереально выразить. Маленький промежуток судьбы человека вмещает в себя три модуса времени: память, созерцание и надежду. Проникновение в проблему времени должно наполнить активностью земное бытие.

Активность человека выражается в предельной напряженности духовного мира, самоанализе, самоотчете, исходя из этого в философии складывается неповторимый исповедальный жанр, примером которого помогает «Исповедь» Августина Блаженного (354–430), его труды о душе, о воле. Идеи Августина и его вклад в философию тяжело переоценить. Не просто так философа именуют не только «молотом еретиков», но и «зодчим западноевропейской культуры». Идея, воля и память как главные функции души – эта тема обширно находилась в философских произведениях этого периода.

Особенное место в патристике занимает Аниций Манлий Северин Боэций (480–524), которого именуют «последним римлянином». Он был блестяще образован, перевел большое количество трудов с древнегреческого на латынь по математике, логике, диалектике, теории познания. Боэций создал программу образования из так называемых семи свободных искусств: грамматики, риторики, диалектики, математики, геометрии, астрономии, музыки. Удачно синтезировав новые идеи и философское наследие античности, он предвосхитил многие неприятности схоластики.

Схоластика (от греч. scholastikos – школа) – VIII–ХIV вв. Наименование этого периода разъясняется не столько спецификой философских неприятностей, сколько программой дисциплин, среди них и философских, преподаваемых в школе, и способом преподавания, в базе которого лежал диалог. С возникновением в XIII в. университетов схоласты создали общепринятую методику институтов: лекция, семинар, диспутация. Благодаря высокому мастерству в преподавательской и научной деятельности они составили базу интеллектуальной элиты и во многом содействовали ее демократизации.

Известными представителями схоластики были: в IХ в. – Иоанн Скот Эриугена; в XI–ХII – Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Росцелин; в XIII в. – Фома Аквинский, Бонавентура, Дунс Скотт; в XIV в. – Уильям Оккам.

Одной из наиболее значимых философских неприятностей схоластики была неприятность универсалий, либо неспециализированных понятий, каковые играются решающую роль в познавательной деятельности, исходя из этого философски мыслящий человек обязан мочь различать виды и роды понятий, четко различать неспециализированные и личные понятия. В дискуссии данной неприятности сложилось два направления: номинализм и реализм.

Реалисты исходили из того, что чем более неспециализированным есть понятие, тем объективнее, настоящее его существование в качестве особенной бестелесной сущности, свободной от познающего людской ума. Реалистами были Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский.

Номиналисты думали, что неспециализированные понятия существуют лишь в мышлении и результат мышления, они имеется имена, наименования настоящих вещей, отношений и процессов. Независимой действительностью они не владеют. Эту точку зрения отстаивали Росцелин, Пьер Абеляр, Уильям Оккам. Последний сформулировал известное правило вывода понятий, названное в логике «бритвой Оккама»: «Сущности не нужно умножать без необходимости».

Неприятность универсалий, устойчиво тревожившая философов-схоластов в течении нескольких столетий, оказала неоценимую услугу философии. В дискуссиях и спорах шепетильно отрабатывался категориально-понятийный аппарат, язык философского мышления. Работу, которую выполнили схоласты, время от времени сравнивают с игрой в бисер – она была изнурительна, суха, далека от повседневной судьбы, но нужна для предстоящего развития философской культуры.

Завершающим аккордом схоластической философии стало творчество Фомы Аквинского (1225–1276) – монаха-доминиканца из Неаполя. Его бессчётные труды именуются «суммами», так как они представляют собой суммы истин христианско-католического вероисповедания, каковые стали его идеологической теорией, взяв общее наименование томизм.

Фома Аквинский в собственном грандиозном по глубине и широте теолого-философском синтезе подводит результат средневековой философии. Он и его ученики стали провозвестниками новых идей. Сама схоластика в XIV в. обнаруживает показатели застоя – изменяется мир, культура, темы и неприятности теряют актуальность, замкнутость мышления больше не удовлетворяет.

2.6 Средневековая философия: патристика — Философия для бакалавров

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector