Античный тип культуры

Из-за чего Старая Греция считается колыбелью европейской цивилизации? Ответ несложен: вследствие того что к образам и идеям древнегреческой культуры возможно свести фактически все успехи данной цивилизации.

Причем история европейской культуры не представляет собой постоянную нить, были и обрывы, но опять и опять эта нить восстанавливалась, оживали идеи и образы античности. Базой многих отраслей современной науки являются труды древнегреческих ученых и философов. Большая часть научной терминологии, заглавия многих наук, а также «история», большая часть женских и мужских имен и другое было рождено в Греции. Неизменно, начиная еще со времен Римской республики, не кроме и Средних столетий, с особой интенсивностью – в Просвещения и эпохи Возрождения греческая древность была необычным вызовом любой современности.

Темперамент любого народа формируется под влиянием природы, которою он окружен, и греки не были исключением.

Эгейское море, заключенное между Элладой с запада и Малой Азией с востока, есть центром греческой культуры. По обеим сторонам расположились перед материком бессчётные острова: Эвбея с плодородными низменностями; Лесбос; Хиос, прославленный мрамором и вином; Самос; Родос. С юга замыкает греческий архипелаг самый большой по площади остров Крит. Фактически Греция, самая южная часть Балканского полуострова, отделена от северных его областей горным хребтом.

Собственной горной границей Греция была направлена на море, помимо этого, вся ее береговая линия в связи с островами содействует мореплаванию как нигде в Европе.

Данный мир хребтов и равнин содействовал полисной разобщенности. Единственным методом сообщения, связывавшим греков между собою, было море, оно же и разделяло Грецию на три основных части: Северная Греция, Средняя Греция (либо Эллада), Пелопоннес.

Само собой разумеется, данный фактор игрался громадную роль, и все же его не хватает чтобы растолковать «греческое чудо», как именуют древнегреческую культуру.

В базе уникальности греческого культурного «чуда» возможно назвать следующие факторы: личная собственность, рабство, полисная народовластие, отсутствие чиновничье-жреческой касты и бюрократической элиты, десакрализация политической и культурной жизни, происхождение греческого буквенного письма, идеал благородного созерцания, исповедовавшийся людьми, каковые занимались духовным производством. Эти факторы растолковывают появление греческого типа культуры, переход от мифологического мышления к теоретической рефлексии (анализу, размышлению), расцвет мастерства. Эти черты древней культуры обусловили ее уникальность. Через чур много успела наработать греческая культура за собственную не столь уж продолжительную судьбу.

Для наглядности возможно привести периодизацию истории Старой Греции:

— эгейский, либо крито-микенский (III-II тыс. до н. э.);

— предполисный период (XI-X вв. до н. э.);

— архаический период (VIII-VI вв. до н. э.);

— хороший период (V-IV вв. до н. э.);

— эллинистический период (вторая добрая половина IV – середина I в. до н.э.).

Но активизация политике началась только в самом финише VII в. до н. э. По окончании гражданских войн в Афинах в VI в. до н. э. случились значительные трансформации в обществе.

Это выразилось в окончательном оформлении рабовладельческих полисов в большей части Греции. Временем громаднейшего подъема высшего расцвета и греческого полиса греческой культуры был V в. до н. э.

Так, всего лишь три поколения культурных деятелей, жизнь которых фактически укладывалась в хороший период истории Старой Греции, заложили фундамент европейской цивилизации и создали образцы для подражания на тысячелетия вперед.

Отличительной изюминкой древней культуры есть ее пластичность, «телесный темперамент». Мир – «космос» понимался древними греками как одушевленное, красивое сферическое тело, населенное богами и людьми. Первые самые древние всевышние были страшны, но по степени роста самосознания формирование мифической картины мира шло от уродства к красоте, от хаоса к порядку, от анимистических представлений к антропоморфным. Всевышние были наделены не только внешним видом людей. Их жизнь на Олимпе была весьма похожа на идеалы и повседневную жизнь греков. Всевышние были близки людям, потому что они сами – как бы облагороженные, «улучшенные» люди, существа, каковые отличаются от людей только бессмертием. Они обожают и ненавидят, как люди, ревнуют и плачут, смеются и страдают, и в этом, согласно точки зрения греков, проявлялась красота судьбы.

Это мироощущение вело к принятию судьбы во всех ее проявлениях, с ее добром и злом, уравновешивающими друг друга и образующими гармонию, как «все разное, противоположное образует тем самым не хаос, а красивейшую гармонию». Само слово «космос» свидетельствует мир, порядок. меры и Чувство порядка – одно из наиболее значимых для античности. В рвении к гармонии эллинами был создан канон, т. е. мера (соразмерность), отражающая определенную закономерность в создании верного прекрасного – строения, статуи, драмы либо песни.

По большому счету рвение древних греков к идеалу, совершенству, гармонии, характерное для их мировосприятия, сильно оказало влияние на все стороны культуры, среди них и на художественную. Чего бы не касалась рука древнегреческого мастера, будь то амфора, столик либо какой-либо второй предмет быта, – все становилось предметом мастерства, не смотря на то, что и сохраняло собственную бытовую функцию.

Пластичность – база греческого миропонимания, исходя из этого эллины отдавали предпочтение как раз пластическим видам мастерства – скульптуре и архитектуре.

Объединяющим началом всего художественного творчества являлась его гуманистическая направленность, восприятие человека как основной эстетической ценности.

Считалось, что не среда, не быт, не внешние события формируют человека, а напротив, разумность человека, пластическая красота его тела, целесообразная публичная и политическая деятельность вносит в мир красоту и гармонию. Как раз таковой человек отыскал воплощение в художественном творчестве. В образе человека греческим живописцем подмечены неспециализированные черты, так именуемое «человеческое в человеке», т. е. его природа, телесная оболочка. Из этого столь деятельный и всевозможный поиск соответствия человека как существа природного с миром вещей и миром идей (скульптуры Фидия, Мирона, Поликлета). Из этого же первые скульпторы, показывающие обнаженное тело во всей его пластической красоте (скульпторы Праксителя). Поликлетом были выяснены и переданы в пластике идеальнейшие пропорции людской тела. Строгая ориентация греческой скульптуры на равновесие и гармонию разрешила изобразить человека таким, каким он должен быть.

Вольный духом грек заметил идеал не только в скульптурном изображении, но и в собственном усовершенствовании: гармонии духа и человеческого тела, окружающего мира и гармонии человека. Ценностный темперамент миропонимания и античного мироощущения проявился в таковой категории, которая органично соединила красивое и хорошее – калокагатии. Расцвет древней культуры связан с расцветом и возникновением «единой, главной и исходной публичной формы древнего мира» – полисом.

Полис приходит на смену родовому строю в седьмом веке до н. э. по окончании крушения власти родовой земельной аристократии как новая публичная, политическая и экономическая структура. Полис либо город-государство складывался из фактически города, что являлся центром страны, и примыкающей к городу территории, являющейся собственностью свободных граждан.

Но место полиса не исчерпывалось столь узким пониманием как города с его территориальной, административной структурой, в греческом сознании это понятие имело более глубокое содержание.

Главным средством производства Греции была почва. И лишь обладатель почвы считался полноправным гражданином. Родные родственники (обладателя почвы) составляли ядро семьи, но были и люди, зависящие от главы семьи, – периферия. Но не только это определяло автономию семьи. Это объединение несло и сакральное значение. У каждой общины было собственный божество, покровитель и, следовательно, культ, что кроме этого обособляло ее в независимое целое. Как раз из таких групп, взаимодействующих между собой, и состоял полис.

3. Древняя культура

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector