Античное искусство. искусство рима. изобразительное искусство римской империи во 2 в. н. э.

Портрет. В мастерстве периода Антонинов громадное место занимает скульптурный портрет, что во второй половине 2 в. н. э. претерпевает глубокие трансформации в сравнении с портретами начала 1 в. Так, к примеру, портретная статуя основателя семейства Антонинов — Нервы финиша 1 в. н. э. (Рим, Ватикан) выполнена еще целиком и полностью в стиле флавийских портретов. Император, как и Август на эрмитажной статуе, представлен в виде Юпитера, полуобнаженным, с пышной драпировкой плаща на коленях. Формы тела очевидно идеализированы, но старческое лицо Нервы носит чисто портретные черты.
Портреты же Траяна (Мюнхен, Глиптотека), особенно его жены Плотины (Рим, Капитолийский музей), частных лиц, к примеру эрмитажные мужские портреты и женский в головном уборе, выполнены уже совсем в другом стиле. За пример забраны классические портреты республиканского периода. Спокойное выражение лица, суховатая трактовка, сменяющая рельефную моделировку, скромные прически — таковы характерные черты портретов траянов-ского времени. Само собой разумеется, всецело возродить стиль республиканских портретов было нереально, такие портреты сейчас казались бы через чур мёртвыми. В портретах периода Траяна реалистические традиции римского мастерства обогащены завоеваниями греческой пластики, отличающейся совершенством обработки и одухотворённостью образов мрамора.
Колонна Траяна. Широкое развитие при Траяне взял рельеф. Рельефы украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Неспециализированная высота колонны 38 м. Она стояла на цоколе, в котором был захоронен прах императора, и имела ионическую базу. Колонна заканчивалась дорической капителью, над которой помещалась статуя Траяна. Цоколь был украшен рельефом с изображением трофейного оружия. Рельефы на колонне образовывали 23 витка и в длину имели около 200 м.
Рельефы колонны Траяна — типично римское произведение и по теме, и по неспециализированной композиции, но в трактовке людских фигур, в особенности дикарей, чувствуется влияние эллинистического мастерства.
Тема рельефа — поход римских армий на Дунай против даков в 101—102 и 105—106 гг.
Рельеф колонны Траяна протокольно совершенно верно говорит о всех подробностях походов: тут изображены не только битвы, осады крепостей, но и армейские марши, мостов и постройки дорог, армейские рекомендации, жертвоприношения, встречи послов. Исторический рассказ потребовал изображения конкретной обстановки — городов, рек, гор, сёл, лесов, крепостей. При соблюдении верных соотношений между окружающими и человеческой фигурой предметами утратилось бы значение основной темы: походов, битв. Создатель композиции рельефа (вероятно им был сам Аполлодор Дамасский) снизил размеры строений, судов, деревьев, фигуры же людей сделал практически во всю высоту витка спирали, отчего они сделались господствующими в рельефе. С необычайной тщательностью изображены строения городов, примитивные хижины даков, суда, мосты, осадные орудия, одежда и вооружение. Рельефы колонны — настоящая энциклопедия римской жизни и военной жизни даков 2 в. н. э.
Композиция всего рельефа в собственности одному автору, но исполнителей было большое количество. Все мастера прошли школу греческого, правильнее, эллинистического мастерства, но трудились в различных манерах, что особенно заметно в трактовке даков. Целый многофигурный фриз (больше 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, дисциплины и выдержки римского победного войска. Траян, изображенный на колонне 90 раз, выделен не масштабом, а расположением (впереди группы, на возвышении), чем подчеркивается его особенное значение. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, эмоциональными, но малоорганизованными варварами. Образы даков оказались более ясными, чем римлян, они более открыто проявляют собственные эмоции. Многие из них напоминают галлов из пергамской серии даров Аттала. Фигуры же римлян выполнены суше и однообразнее.
Рельеф был пестро раскрашен, подробности позолочены; он смотрелся как броская красивая лента, полная живых динамичных картин.
Портреты времени Адриана. При Адриане темперамент портретного мастерства опять изменяется, оживает классицизм. Портрет Адриана с бородой подражает греческим психотерапевтическим портретам драматургов и философов 4 в. до н. э. Центральным образом мастерства времени Адриана есть Антиной, приближенный и любимец императора, утонувший в Ниле. Бессчётные статуи, бюсты, рельефы, изображающие Антиноя то в виде Вакха, то в виде Меркурия, то в виде Сильвана, пастбищ и божества полей, созданы по примерам хорошего греческого мастерства 5 в. до н. э. Но, не обращая внимания на явное рвение возродить греческую древность, римские работы носят другой темперамент: спокойная ясная уравновешенность образов греческой классики преобразовывается тут в романтическое воспоминание о прошедшем; портреты Антиноя полны меланхолии, задумчивость и грусть читаются в лице красивого парня.
Со времени Адриана римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: сейчас резцом передается радужная и зрачок оболочка глаза, волоски бровей. Поверхность обнаженных частей тела и особенно лицо полируются до броского блеска, а одежда и волосы оставляются матовыми. Разные приемы обработки поверхности мрамора заменяют сейчас раскраску
Вилла Адриана. Увлечение Адриана греческой древностью выразилось в воспроизведении в вилле императора в Тиволи уголков Афин и отдельных зданий и Александрии. В том месте были «устроены» Афинский Ликей и Академия, предместье Александрии Канон, воздвигнут «Пестрый портик», расписанный Поли-гнотом в Афинах.
Стенки некоторых помещений виллы были расписаны архитектурно-декоративными мотивами, но значительно более упрощенными, чем в четвертом стиле.
Главным украшением стен служила облицовка из разнообразных сортов мрамора. Громадное место в украшении виллы занимали мозаики, в основном размещенные на полу, значительно реже на стенах. Отдельные мозаичные картины, варьирующие эллинистические оригиналы, сохраняются на данный момент в разных музеях (Рим, Ватикан, Капитолий), к примеру горный ландшафт и пасущиеся козы либо голуби у чаши с водой. Последняя мозаика есть повторением мозаики пергамского мастера Coca.

Вилла Адриана. Продольный разрез. Реконструкция

Портрет времени Антонина Пия и Марка Аврелия. В мастерстве второй половины 2 в. н. э. светло прослеживаются два художественных направления, одно из них ярко выразилось в портрете.
Портрет времени Антонина Пия и Марка Аврелия представляет собой одну из наибольших страниц римского портретного мастерства. Идеальное владение техникой обработки мрамора разрешает мастерам этого периода получать узкой моделировки форм лица, передачи нежности женской кожи, легкости прядей волос. В бессчётных портретах императоров, их жен, участников их частных и семей лиц неизменно строго соблюдаются портретное сходство, причёски и индивидуальные особенности лица, но всем портретам свойственны и неспециализированные черты. Для всех этих портретов характерно выражение грустного раздумья, самоуглубленности, время от времени печали. Идеи стоицизма, распространенные в то время и последовательно проповедываемые самим Марком Аврелием, проникнуты были пессимизмом, разочарованием в земных благах. Печать глубокой затаенной тоски, задумчивости лежит на всех портретах эрмитажного собрания: на портрете юный дамы-сириянки, юноши, государственного деятеля и отважного полководца Клавдия Помпеяна. Лицо легкомысленного и далекого от философствования соправителя Марка Аврелия — Люция Вера кроме этого сдержанно и без шуток.
Меланхолией полон образ Коммода (Рим, Палаццо Консерваторе) в виде Геркулеса, не смотря на то, что такое выражение совсем не соответствует неотёсанному и ожесточённому характеру этого последнего правителя из семейства Антонинов.
Очень направляться отметить конную медную статую Марка Аврелия на Капитолии в Риме. Тип статуи в виде наездника на нормально шагающем коне видится еще в архаическом греческом мастерстве. Обширно распространен он был кроме этого и в римском мастерстве 2в.н. э. Марк Аврелий изображен как военачаль-
ник, приветствующий войско. Сравнение данной статуи со статуей Августа из Прима-Порта показывает, как образ Августа энергичнее и посильнее.
В случае если портрет второй половины 2 в. н. э. образовывает один из этапов развития древней художественной формы, то в рельефе наблюдаются иные явления.
Рельеф. Рельефы, украшающие базу колонны Антонина Пия (ствол колонны был ровным), изображают его жены и апофеоз Антонина Фаустины (Старшей) и легионеров. Композиция апофеоза думается составленной из отдельных мало связанных между собой частей. Фигуры на рельефе очевидно скопированы с эллинистических статуй, бюсты Антонина и Фаустины выполнены в духе классических портретных статуй. Фигуры легионеров статичны и невыразительны.
бросче всего черты нового проявились в рельефах колонны Марка Аврелия, находившейся на Марсовом поле и посвященной походам против германских племен в 169—172 гг. и против сарматов в 174—176 гг. Неспециализированная композиция рельефов, обвивающих спирально ствол колонны, такая же, как и на колонне Траяна. Кроме этого чередуются эпизоды битв и походов, но выполнены они в другом стиле.
В одной из сцен изображен Юпитер — «податель дождя». Это уже не величественное и благообразное божество, как принято было трактовать его образ в римском мастерстве, а ужасный крылатый демон, размеры которого существенно превышают человеческие фигуры. С протянутых в стороны рук целой массой стекает вода, бороды и длинные пряди волос сливаются со струями воды. Трактовка и Юпитера, и римлян, и особенно дикарей несет в себе новые черты. Кидаются в глаза пренебрежение к анатомическому построению фигуры, обобщенность форм, суммарная проработка подробностей.
Как в греческом, так и в римском мастерстве неизменно громадное внимание уделялось отделке прядей волос. Тщательная, практически натуралистическая передача их видится на многих портретах времени Антонинов. На колонне Марка Аврелия имеется большое количество фигур, где борода и причёска лишь легко проработаны буравом, которым проделаны редкие углубления и горизонтальные желобки. поворотом бурава и Различным движением обозначен глаз, крылья носа, ноздри.
Эти новые приемы обобщенности, узнаваемая красота лепки не лишают неспециализированной ясности людскую фигуру. Теряя в красоте пропорционального построения, в ясности пластической формы, фигуры покупают выделенную, кроме того время от времени утрированную, экспрессивность.
Новые художественные правила, отрицающие художественные традиции античности, проявившиеся в рельефах колонны Марка Аврелия, связаны с неспециализированным развитием римского общества, все громадным проникновением в Рим живописцев из западных провинций, приносивших в столицу собственный мировоззрение, навыки и свои вкусы.
Живопись. Римская живопись 2 в. н. э. известна по росписям гробниц, находящихся в предместьях Рима. В гробницах времени Адриана (второй четверти 2 в.) росписи воспроизводят статуарные образцы греческой пластики: к примеру, роспись в гробнице № 11 из Некрополя на «священном» острове на Тибре, где изображены три богини судьбы—Парки, стоящие нормально, как хорошие статуи. Стиль росписи пара напоминает картины третьего декоративного стиля.

Иллюстрации к разделу

  • Мастерство Старой Руси
  • Русская живопись XVIII в
  • Живопись начала XIX в
  • Живопись финиша XIX в
  • Русская живопись XX в
  • искусство и Революция
  • Крестьянское мастерство
  • О Русской культуре
  • Культура СССР 60-70х

Монументы мастерства Древнего Рима

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector