Анализ жизненных сценариев

Сценарий по сути дела возможно разглядывать как обычный стиль сотрудничества. Сокровище теории Э. Берна для нас пребывает в том, что она раскрывает глубинное психотерапевтическое содержание феномена стиля, которое значительно чаще остается за рамками изучений социальных и педагогических психологов. Вместе с тем мы видим, что психиатр Э. психологи и Берн различных направлений отмечают одну неспециализированную изюминку непродуктивного стиля сотрудничества — негативное обесцененное отношение к миру в целом и к себе либо к людям в частности. Лишь в случае если в хорошей психологии для обозначения этого понятия употребляются термины «негативная Я-концепция», заниженная самооценка и т. п., то Э. Берн предлагает идею об главных жизненных позициях, находящих собственный яркое отражение в жизненных сценариях.

Анализ сценариев судьбы — еще одна серьёзная составляющая часть концепции Э. Берна — употребляется для описания, объяснения и его поведения взаимодействия и коррекции человека с другими.

Что такое сценарий и как он действует? Э. Берн определяет сценарий судьбы как «бессознательный жизненный замысел», что составляется в юные годы в форме драмы, имеющей четко обозначенные начало, конец и середину. Финиш, либо финал, сценария именуют «расплатой». Человек в большинстве случаев не поймёт, что он живет по сценарию. Однако он живет и ведет себя значительно чаще так, что неспешно движется к той финальной сцене, которая была выяснена в юные годы.

происхождение и Природа сценария судьбы. На выбор сценария в раннем детстве громадное влияние оказывают родители ребенка. С самого начала судьбы они передают ему «послания», на базе которых и формируются у человека представления о себе, о вторых людях и о жизни в целом. К семи годам сценарий по большей части написан, а в юношеском возрасте он бывает пересмотрен.

Сценарий имеет процесс и содержание. Как мы уже упоминали, содержание отвечает на вопрос «Что?», а процесс — на вопрос «Как?». Разглядим подробнее эти категории.

Содержание сценария. Содержание сценария каждого человека уникально, как будто бы отпечатки пальцев. Но все многообразные по содержанию сценарии возможно поделить на три группы: победителя, побежденного и непобедителя.

«Победитель» — это человек, достигающий собственной цели. «Победа» постоянно соотносится с целями, каковые человек ставит перед собой, и с эмоциями, сопутствующими их достижению. «Победитель» неизменно доволен собственными достижениями.

«Побежденный» — это человек, что не достигает собственной цели. И снова дело содержится не в победе самой по себе, а в степени сопутствующего комфорта и в характере чувств.

В зависимости от трагичности финала сценарий «побежденного» классифицируется по трем степеням. «Побежденные» первой степени имеют не весьма важные неудачи, и утраты их возможно обсуждать с приятелями и привычными. К примеру, повторяющиеся ссоры на работе либо неудачи на экзамене при поступлении в университет. «Побежденные» второй степени испытывают неприятные эмоции, каковые не принято обсуждать в обществе. Это смогут быть многократные увольнения с работы, госпитализация по поводу тяжелой депрессии либо исключение из школы за нехорошее поведение. Сценарий «побежденного» третьей степени ведет к смерти, увечью, важной болезни либо суду. Финалом смогут быть заключение в тюрьме, пожизненная госпитализация в психиатрической поликлинике либо суицид. Таковой сценарий именуют «хамартическим».

Человек, имеющий сценарий «непобедителя», изо дня в сутки терпеливо несет собственную ношу, мало наряду с этим побеждая и не очень сильно проигрывая. Он ни при каких обстоятельствах не рискует, исходя из этого его сценарий довольно часто именуют «очевидным».

Обрисованную классификацию сценариев Э. Берн вычислял относительной. В целом большая часть людей живут по сценариям, воображающим смесь победы, поражения и беспроигрышного варианта. Любопытно, что жизненный сценарий человека тесно связан с его главной экзистенциональной позицией.

Человек, что выбрал позицию «я — хороший, ты — хороший», вероятнее выберет сценарий победителя. Полагая, что он любим и приятен вторым, ребенок в юные годы принимает ответ о том, что и его родители приятные люди, которым возможно доверять. Потом данный взор распространяется на всех других людей. В случае если ребенок выбирает позицию «я — плохой, ты — хороший», то вероятнее он напишет очевидный либо проигрышный сценарий.

На первый взгляд позиция «я — хороший, ты — плохой» — база для выигрышного сценария. Но в аналогичной обстановке человек уверенный в том, что ему неизменно нужно первенствовать , лучше вторых. В одних случаях это удается, но достижение целей требует неустанной борьбы. В других случаях окружающим людям надоедает быть приниженными и они отказываются от для того чтобы попутчика. И тогда он из явного «победителя» преобразовывается в очевидного «побежденного».

Проигрышному сценарию довольно часто сопутствует вторая позиция — «я — плохой, ты — плохой». Разочарованиям нет финиша. Человек чувствует себя приниженным и нелюбимым, полагая, что никто не в силах ему оказать помощь, поскольку остальные также «нехорошие».

Сценарный процесс. Э. Берн нашёл и доказал, что существует только шесть главных паттернов сценарного процесса. Человек любого пола, возраста, образования, расы и воспитания живёт собственную жизнь в соответствии с одним либо несколькими из них. Это паттерны «Пока не», «По окончании», «Ни при каких обстоятельствах», «Неизменно», «Практически», «Сценарий с открытым финишем».

Сценарному паттерну «Пока не» соответствует лозунг: «Я не могу радоваться, пока не закончу работу». Существуют бессчётные варианты этого сценария, однако в каждом содержится идея о том, что «ничего хорошего не будет , пока что-то менее хорошее не закончится». К примеру: «Жизнь начинается по окончании сорока» либо «В то время, когда выйду на пенсию, смогу путешествовать» и т. д. Обрисовывая сценарные процессы, Э. Берн иллюстрирует их примерами из древнегреческой мифологии. Так, сценарий «Пока не» был у Геракла, что, перед тем как стать полубогом, должен был выполнить множество тяжёлых задач, а также очистить от навоза королевские конюшни.

Паттерн «По окончании» — это обратная сторона процесса «Пока не». Человек, живущий по этому сценарию, направляться девизу: «Я могу радоваться сейчас, но на следующий день обязан буду за это заплатить». К примеру: «Сутки начинается у меня рано и радостно, но к вечеру я устаю». Иллюстрация сценарного процесса «По окончании» — миф о греческом царе Дамокле, которого сиракузский тиран Дионисий посадил на протяжении пиршества на собственный место, повесив над его головой на конском волосе острый клинок. Подобно Дамоклу, пребывавшему в постоянном страхе, человек, живущий сценарий «По окончании», считает, что за сегодняшние наслаждения на следующий день на него снизойдет кара.

Сущность сценария «Ни при каких обстоятельствах» содержится в следующем: «Я ни при каких обстоятельствах не приобретаю того, чего больше всего желаю». Человек в этом случае не осознаёт, что, чтобы добиться чего-нибудь в жизни, необходимо сделать первый ход к собственной цели. Но именно на данный ход и не достаточно жизненной энергии. В этом сценарии человек подобен лидийскому царю Танталу, осужденному Зевсом на жажды и вечные муки голода. Весьма близко около были и вода, и красивая еда, но Тантал, стоя посередине бассейна с водой, не имел возможности до них дотянуться и испытывал нестерпимые мучения от сознания близости невозможности и желанной цели ее достигнуть. В соответствии с мифу, Тантал не осознаёт, что для спасения от мучений нужно сделать только ход в сторону.

Человек, следующий сценарию «Неизменно», всегда делает одинаковые неточности. Пережив неудачу в один раз, он предпринимает новую попытку, дабы добиться успеха, но совершает те же промахи, что и в прошлый раз. Человек может пара раз вступать в брак и разводиться либо из-за спора с руководством часто менять место работы. Наряду с этим по окончании очередной драмы в голове кружится вопрос: «Из-за чего это постоянно случается со мной?» Этому сценарию соответствует древнегреческий миф об Арахне — мастерице вышивать, вступившей в спор с богиней Минервой. Получив от Арахны вызов на состязание по вышивке, Минерва перевоплотила ее в паука, обреченного всегда ткать собственную паутину.

Человек со сценарием «Практически» ни при каких обстоятельствах не доводит начатого дела до конца. Практически достигнув цели, он в силу событий, кажущихся ему объективными, бросает одно дело и берется за второе. Это сценарий «Практически — тип 1». Сценарий «Практически — тип 2» побуждает человека получать собственной цели, но, не осознавая этого, он сходу берется за другое дело. Достигнув новой вершины, несчастный вместо того, дабы остановиться и отдохнуть, снова берется за новое дело. Время от времени таковой человек уверен в том, что он ничего не достиг, не смотря на то, что в действительности приходит ко все новым и новым удачам. Обрекая себя на постоянную работу без передышки, он лишает себя общения и отдыха с другими. В итоге или несчастен, или измотан и нездоров.

Иллюстрацией этого сценария Э. Берн вычисляет миф о его труде и Сизифе — нескончаемой и бесплодной работе. Сизиф, также провинившийся перед греческими всевышними, был осужден всегда вкатывать в гору камень, что, достигнув вершины, любой раз скатывался обратно вниз. Подобно Сизифу, человек, живущий по сценарию «Практически — тип I», говорит: «Сейчас практически достиг собственного». Люди, живущие сценарий «Практически — тип 2», не подмечают, что они, в отличие от Сизифа, добрались до вершины. Не давая себе возможности отдохнуть и посмотреть назад, они отыскивают новую, еще более высокую гору и толкают на нее собственный камень. И без того до бесконечности.

«Сценарий с открытым финишем» напоминает процессы «Пока не» и «По окончании». Во всех трех имеется некая точка раздела, по окончании которой все изменяется. Человек с открытым сценарием по окончании данной точки чувствует вакуум, беспокойство, не зная, что предпринять. (Похоже на то, что часть театрального сценария потерялась.) Девиз наряду с этим следующий: «Достигая очередной цели, не знаю, что делать дальше». В большинстве случаев такие люди, ставя перед собой только краткосрочные тактические цели, достигнув их, мечутся в отыскивании очередной задачи.

Данный сценарий похож на миф о Филимоне и Бавкисе, пожилой супружеской паре, которая приютила у себя дома утомившихся путников, появлявшихся всевышними. Благодарные всевышние, которым в обличий путников было много раз отказано в пристанище, отблагодарили стариков и продлили им жизнь, перевоплотив в растущие бок о бок деревья с переплетающимися кронами.

В большинстве случаев в жизни человека находится место всем паттернам сценарного процесса, но наряду с этим какой-то один господствует. Время от времени видятся комбинации, но неизменно имеется основной процесс и подчиненный.

В начале 70-х годов клинический психолог Т. Кейлер, следуя идее Э. Берна о том, что сценарий может проигрываться в течение маленьких промежутков времени, стал за одну секунду записывать слова, тон голоса, жесты, выражение лица и положение тела собственных клиентов и нашёл существование паттернов — четко определенных комплектов поведения, каковые человек проявляет перед тем, как войти в какой-либо сценарий. Т. Кейлер и его сотрудники составили перечень из пяти таких паттернов («Будь лучшим», «Поторапливайся», «Будь сдержанным», «Радуй вторых», «Старайся»), каковые они назвали драйверами. Драйверы были названы посланиями, каковые формируют содержание сценария и «запускают» сценарный процесс. Ученые доказали, что все пять драйверов тесно связаны с шестью типами сценарного процесса. Любой из этих паттернов имеет собственную тему, обрисовывающую конкретный метод проживания человеком собственного сценария. Драйверы отражают позицию условного хорошего отношения к себе: «Я хороший, в случае если лучший», «Я хороший, в случае если сильный», «Я хороший, в случае если радую вторых», «Я хороший, в случае если стараюсь». Паттерны драйверов, детально обрисованные Т. Кейлером, позволяют достаточно совершенно верно угадать сценарные процессы человека, опираясь на наблюдения за невербальным поведением.

Сценарное поведение человека страшно тем, что он начинает принимать жизнь так, как словно бы она находится в соответствии с его детскими ответами. Появляется склонность исключать из собственного сознания кое-какие нюансы действительности либо раздувать другие настоящие нюансы неприятности до огромных размеров. Все это мешает человеку адекватно решать появляющиеся неприятности. Пребывав в сценарии, человек вместо того, дабы функционировать, надеется на заложенное в его сценарии чудесное ответ. Вместо активности он демонстрирует пассивность.

В современном ТА имеется особое направление, изучающее различия между пассивностью и тактикой решения проблем, видное как теория Шиффов. Остановимся подробнее на анализе этого феномена.

Пассивность. В первый раз эту концепцию создали братья Шифф, каковые выяснили пассивность как нерешение людьми собственных неприятностей либо неумение решать их. В базе пассивности лежит бессознательное игнорирование информации, которая связана с ответом какой-то неприятности. Любое игнорирование сопровождается преувеличением какого-либо нюанса действительности. Выражение «преувеличивать» совершенно верно передает сущность преувеличения. В большинстве случаев один нюанс обстановки не подмечают либо преуменьшают, а второй, благодаря преувеличению, раздувается до огромных размеров.

Существует четыре типа пассивного поведения: ничегонеделание, сверхадаптация, возбуждение, слабость, время от времени оборачивающаяся насилием.

Примером ничегонеделания может служить ученик, кинувший просматривать тяжёлый учебник. Вместо того дабы применять собственную энергию на решение проблемы (прочесть еще раз, проанализировать материал и составить схему, обсудить прочтённое с приятелями), он тратит силы на предотвращение всякого действия: или засыпает с книгой в руках, или наблюдает на страницу невидящими глазами, игнорируя наряду с этим собственную свойство что-либо сделать в создавшейся обстановке.

Примером сверхадаптации может служить учительница, которая входит в класс и, не обращая внимания на невообразимый шум, начинает растолковывать новый материал либо вызывает одного ученика к доске и задаёт вопросы его, тогда как другие занимаются на уроке собственными делами, говорят, поднимаются с места, ходят по классу и т. д. и т. п.

Измученная нехорошим поведением обучающихся учительница уже не призывает их к порядку; она не вспоминает и о том, желают ли дети, дабы она растолковывала им новую тему, задавала вопросы домашнее задание и по большому счету — приходила на урок. Она кроме того не остановилась, дабы поразмыслить, желает ли она сама учить их и уж тем более из-за чего дети ее не слушают, не признают как учителя, она привыкла делать то, что, как она думает, желают от нее другие люди: преподаватель приходит в класс «отрабатывать уроки».

Вторая учительница прекрасно владеет классом. Но администрация прибегает к ее услугам чаще, чем к чьим-либо еще: заменить заболевшего сотрудника, остаться по окончании уроков, дабы составить очередной «горящий» документ, сходить к себе к «тяжёлому» ученику… Завуч неизменно рад ее видеть. И с любым тяжёлым вопросом обратится скорее к ней, чем к второму: Мария Ивановна постоянно сделает, не откажется, не подведет.

В обеих обстановках мы имеем дело со сверхадаптацией. Пассивность тут пребывает в чрезмерном приспособлении к событиям, в том, что действия педагогов направлены на удовлетворение жажд вторых людей: учеников, администрации и т. п. Наряду с этим личные жажды в расчет не принимаются. Более того, обе эти дамы не смогут а также не стараются осознать, что в конечном итоге желают от них другие люди.

Сверхадаптация довольно часто поощряется в обществе: сверхадаптированные люди неизменно готовы прийти на помощь, они услужливы, эргономичны. И такое «поощрение» еще более побуждает человека проигнорировать собственные способности, функционировать в соответствии с имеющимися у него возможностями.

Перейдем к следующему примеру. Представим ученика, сидящего в классе и вместе с другими слушающего преподавателя. У него изрядный пробел в знаниях, и потому он не улавливает сути происходящего. Уже через пара мин. ученик отвлекается, постукивает пальцами по столу. Наряду с этим он еще и скоро раскачивает ногой вверх-вниз. Позже, заметив, что все что-то пишут, заглядывает к соседу. оборачивается назад, судорожно пробуя списать то, чему положено быть в тетради. В этом случае ученик проявляет возбуждение. Вместо того дабы попросить о помощи, пробуя избавиться от эмоции дискомфорта и спастись от вероятного наказания, он тратит собственную энергию на бесцельную деятельность.

Обратимся к примерам, иллюстрирующим слабость. Это возможно ученик, забывший на экзамене все, что он учил, чуть войдя класс и встретившись глазами со строгим экзаменатором. Это возможно ребенок, что всегда болеет, по причине того, что не имеет возможности ходить в школу к авторитарному преподавателю. Наконец, это возможно ребёнок, что, поссорившись и с преподавателями, и с родителями и всласть нагулявшись по улицам, забрел, наконец, в школьный двор и разбил в собственном классе все окна. Пассивное поведение этого ребёнка имеет форму насилия. Как при слабости, так и при насилии человек игнорирует собственные способности решать проблему. Его энергия наряду с этим направлена на то, дабы вынудить решать его проблему окружающих.

эмоции и Чувства. Эмоции и эмоции занимают значимое место в жизни человека. Отказ от плодотворных чувств и их открытого выражения обедняет общение, снижает эффективность любой деятельности.

Существует четыре базисных эмоции: ужас, радость, грусть и гнев, каковые смогут оказывать как плодотворное, так и ограничивающее действие на жизнедеятельность человека. Они хороши, в то время, когда оказывают помощь действенно трудиться. Те же самые эмоции становятся отрицательными, в то время, когда мешают трудиться. Разглядим подробнее, какую роль играются эти базисные чувства в жизнедеятельности человека.

Ужас в большинстве случаев сигнализирует об опасности, ведет к осторожности в действиях, побуждает на поиски помощи, защиты, безопасности.

Радость свидетельствует, что у человека все прекрасно и он преуспевает. Это чувство побуждает к действию, поддерживает успех. Человек в большинстве случаев пытается поделить радость с другими.

Бешенство показывает, что появилось препятствие, побуждает к его изменению и преодолению того, что не в порядке.

Грусть информирует, что человек страдает из-за разлуки либо разочарования, побуждает к поискам комфорта, помогающего перенести разочарование либо утрату.

В трансактном анализе выделяют три метода негативного проживания собственных растраты и чувств энергии:

рэкет (эмоции-паразиты);

собирание марок;

резиновые ленты.

Поменяй собственный жизненный сценарий

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector