Анализ деятельности по воспитанию коммуникативных умений младших школьников в моу сош № 4 г. богдановича

Как было указано выше, вопросы воспитания коммуникативных умений личности являются чрезвычайно актуальными для современной педагогики и исследуются в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативными умениями у любого участника учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств.

Проведя анализ документов по организации воспитательной работы в МОУ СОШ № 4 (Устав школы, основные положения, план воспитательной работы), было выявлено, что назначение учреждения – формирование компетентной физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе. Миссия школы — обеспечить получение основного общего и среднего (полного) образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными особенностями личности; содействовать адаптации ученика к условиям жизни. В соответствии с данными положениями, были определены цель и задачи деятельности: создание организационно-педагогических условий для формирования творческой индивидуальности школьника в условиях развивающейся образовательной среды. Задачи: создание условий для формирования положительной Я-концепции; а также эффективного взаимодействия со взрослыми, сверстниками; для формирования умения школьника видеть и формулировать свои потребности и проблемы, находить эффективные способы их удовлетворения; создание условий для формирования умения самостоятельно ставить цели, определять пути реализации, находить оптимальные средства достижения этих целей; создание условий для формирования личностных качеств, необходимых для социальной и личностной успешности.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 ГО Богданович осуществляет воспитательную работу по следующим направлениям: интеллектуально-познавательное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, поисково-краеведческое, школьное самоуправление, профессиональное и предпрофессиональное самоопределение учащихся.

Формы воспитательной работы школы:

1. Индивидуальные и групповые консультации

2. Акции (по правилам дорожного движения, подарок ветерану и др.)

3. Конкурс плакатов

4. Тематические беседы

5. Игры и школьные соревнования

6. Научно-практические конференции

7. Тематические вечера, литературные гостиные

8. Конкурсы

9. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и другими известными людьми города

10. Коллективные творческие дела

Как мы видим, в школе проводится достаточное количество форм воспитательной работы по различным направлениям. В каждой из перечисленных форм уделяется внимание и воспитанию коммуникативных умений учащихся.

Мы провели исследование в 4 Б классе МOУ СOШ № 4 г. Богдановича, направленного на выявление уровня воспитания коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста.

Oбъект исследования:учащиеся младшего школьного возраста

Предмет исследования:уровень развития коммуникативных умений учащихся 4 класса

Цели исследования:определитьуровень воспитания коммуникативных уменийучащихся 4 «б» класса МOУ СOШ № 4 г. Богдановича; изучить факторы, влияющие на развитие коммуникативных умений учащихся.

Задачи исследования:

-выбрать организационно-методическое обеспечение для проведения исследования;

— выявить особенности коммуникации детей;

— определить критерии, показатели и уровень воспитания коммуникативных умений учащихся;

— внедрить комплекс мероприятий, направленных на развитие коммуникативных умений учащихся

— проследить динамику уровня воспитания коммуникативных умений учащихся в процессе организации воспитательной работы;

Гипотеза:результативность работы по воспитанию коммуникативных умений во многом зависит от индивидуальных психологических особенностей ребенка, а также от той атмосферы, которая царит в классе.

Этапы исследования:

1)Подготовительный – подбор и анализ специальной и социально-педагогической литературы по теме исследования;

2) Практический – подбор и проведение диагностик на выявление уровня воспитания коммуникативныхумений учащихся4класса;

3) Аналитический – интерпретация проведенных диагностик, оформление результатов.

Методы исследования: наблюдение, тест Л. Михельсона в адаптации Ю. З. Гильбуха,

Основные понятия:младший школьный возраст, коммуникативная культура, коммуникативные умения.

В исследовании принимали участие младшие школьники 4 класса МОУ СОШ № 4 г. Богдановича Свердловской области (22 человека).

Практический этап.

На данном этапе мы провели тест Л. Михельсона в адаптации Ю. З. Гильбуха (См. Приложение 2), направленный на определение уровня коммуникативной компетентности учащихся 4 класса, а также воспитания основных коммуникативных умений (умений вступить в диалог, отреагировать на критику в свой адрес, попросить о помощи и т. д.) [12].

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, т. е. построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные «снизу» (зависимые) и неправильные «сверху» (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному.

Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:

а) ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера;

б) ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания;

в) ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой; ситуации беседы;

г) ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека.

При обработке результатов проведенного теста следовало отметить, какой тип (способ общения) выбран каждым учеником (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом, а затем проанализировать, какие умения сформированы у каждого ученика, какой тип поведения преобладает. Блоки сформированных умений, а также сам тест представлены в приложении 2, а результаты проведенного теста – в приложении 2, таблице 2.

Из приведенной таблицы видно, что уровень воспитания коммуникативных умений учеников 4 класса в большинстве ситуаций является агрессивным и зависимым (дети агрессивно реагируют на любую критику и провоцирующее поведение, абсолютно не умеют оказывать и принимать знаки внимания; в большинстве случаев не умеют правильно попросить помощи у одноклассника, вовремя оказать сочувствие и поддержку, вступить в контакт с другими во время разговора).

Еще одним методом изучения коммуникативного поведения было наблюдение, результаты которого помогут педагогу в дальнейшем организовать работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения учащихся (См. приложение 3).

Такое наблюдение проводилось в естественной обстановке и не требовало выделения специального времени. В процессе наблюдения мы обращали внимание на следующие параметры:

1. Характерные особенности коммуникативной активности ребенка.

Насколько легко ребенок вступает в общение с окружающими (взрослый, сверстник); свободно или скованно чувствует себя в общении; проявляет ли активность во взаимодействии с другими детьми (инициирует общение, совместные игры); испытывает ли удовольствие от взаимодействия, участия в коллективных играх или сторонится сверстников, стесняется взрослых.

2. Предпочтения в выборе адресата общения.

Здесь необходимо определить, какой объект общения больше всего привлекает ребенка: взрослый или сверстник и сравнить, какую роль берет на себя ребенок в процессе общения в зависимости от того или иного адресата. Нужно обратить внимание на то, какое положение занимает сверстник (ведущее или нет) в поле восприятия школьника по сравнению со взрослым, и какими принципами руководствуется школьник, отдавая предпочтение сверстнику (игровой, эмоциональный, познавательный, деловой).

3. Содержательная сторона общения.

В процессе наблюдения выявляются особенности содержания коммуникативной деятельности ребенка, интересующие и волнующие его темы. Взрослый обращает внимание на то, что сообщает ребенок в процессе общения, что спрашивает, насколько настойчиво. Также необходимо выявить, какое содержание общения преобладает при взаимодействии со взрослым: вне ситуативно-познавательное или вне ситуативно-личностное и в общении со сверстником: игровое или личностное.

4. Степень воспитания навыков построения беседы.

В процессе изучения коммуникативного поведения ребенка специальному анализу подвергается структура общения. Данный анализ позволяет понять, как ребенок устанавливает контакт с другим субъектом общения, привлекает ли внимание прикосновением, жестом, взглядом или другим сигналом, благодаря чему устанавливается и сохраняется на протяжении всего времени общения визуальный контакт. Кроме того, обращаем внимание на способы передачи информации: убеждается ли ребенок в готовности собеседника к общению перед передачей ему информации, дожидается ли от него ответа. Важен также и этап завершения беседы. Во время наблюдения педагог обращает внимание на то, как ребенок завершает беседу со взрослым или сверстником: в одностороннем порядке или по взаимному соглашению, как прекращается визуальный контакт, разговор, обмен жестами и другими коммуникативными средствами.

Анализ воспитания навыков построения беседы позволяет педагогу оценить устойчивость внимания ребенка к собеседнику, в роли которого может выступать взрослый или другой ребенок; отследить умение ребенка ожидать ответную реакцию собеседника и соответственно выстраивать собственное коммуникативное поведение. Следовательно, в наблюдении, педагог получает материал для суждения о сформированности каждого структурного звена в целостном коммуникативном действии ребенка, который показывает проблемные точки развития ребенка и служит основой для построения индивидуальной программы развития, коррекционного обучения.

5. Использование невербальных средств в процессе общения.

В данном случае педагог анализирует невербальные коммуникативные средства, используемые ребенком, проявление естественных и изобразительных жестов, мимических движений. А также то, насколько активно используются ребенком данные средства, пытается ли он с их помощью передать свое эмоциональное состояние или прибегает к невербальной коммуникации при недостатке речевых средств.

6. Особенности использования речевых средств в общении.

Педагог наблюдает за уровнем общей речевой активности ребенка, изучает виды коммуникативных высказываний, которые встречаются чаще всего, обращает внимание на познавательную направленность вопросов, задаваемых ребенком в процессе общения.

Результаты наблюдения представлены в таблице 3 (См. приложение 3). Исходя из данных наблюдения, можно сделать вывод, что в ходе воспитательной работы над воспитанием коммуникативных умений учащихся следует уделить внимание снижению агрессивности детей в общении друг с другом. Другое проблемное поле учащихся данного класса – неумение вовремя начать и закончить беседу, поддержать диалог, слушать и слышать собеседника.

Опираясь на полученные в ходе исследования результаты, мы разработали комплекс воспитательных мероприятий (См. приложение 5), направленных на развитие некоторых коммуникативных умений (умения слушать и слышать своего собеседника; умение корректно реагировать на критику, делать комплименты и др.).

При планировании воспитательной работы в данном направлении не стоит забывать и требования государственного стандарта, где от учеников также требуется научиться внимательно слушать и слышать своего собеседника (одноклассника, учителя), уметь вступать в диалог, оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников (принимать критику в свой адрес, высказывать свое мнение). Поэтому в свой комплекс мы включили внеклассные воспитательные мероприятия, направленные на развитие тех или иных коммуникативных умений (умений общаться). Разработанный комплекс планируется внедрить в ходе прохождения производственной практики в период с 9 февраля по 23 марта. По результатам проведенного комплекса мы ожидаем, что мы сможем привить детям навыки элементарного ведения беседы, научим вовремя начинать и заканчивать разговор, грамотно высказывать свое мнение, адекватно воспринимать критику в свой адрес (несогласие с какой-либо точкой зрения), поддерживать друг друга.

Общество и человек: Деятельность человека и её основные виды. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector