Как было указано выше, вопросы воспитания коммуникативных умений личности являются чрезвычайно актуальными для современной педагогики и исследуются в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативными умениями у любого участника учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств.
Проведя анализ документов по организации воспитательной работы в МОУ СОШ № 4 (Устав школы, основные положения, план воспитательной работы), было выявлено, что назначение учреждения – формирование компетентной физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе. Миссия школы — обеспечить получение основного общего и среднего (полного) образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными особенностями личности; содействовать адаптации ученика к условиям жизни. В соответствии с данными положениями, были определены цель и задачи деятельности: создание организационно-педагогических условий для формирования творческой индивидуальности школьника в условиях развивающейся образовательной среды. Задачи: создание условий для формирования положительной Я-концепции; а также эффективного взаимодействия со взрослыми, сверстниками; для формирования умения школьника видеть и формулировать свои потребности и проблемы, находить эффективные способы их удовлетворения; создание условий для формирования умения самостоятельно ставить цели, определять пути реализации, находить оптимальные средства достижения этих целей; создание условий для формирования личностных качеств, необходимых для социальной и личностной успешности.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 ГО Богданович осуществляет воспитательную работу по следующим направлениям: интеллектуально-познавательное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, поисково-краеведческое, школьное самоуправление, профессиональное и предпрофессиональное самоопределение учащихся.
Формы воспитательной работы школы:
1. Индивидуальные и групповые консультации
2. Акции (по правилам дорожного движения, подарок ветерану и др.)
3. Конкурс плакатов
4. Тематические беседы
5. Игры и школьные соревнования
6. Научно-практические конференции
7. Тематические вечера, литературные гостиные
8. Конкурсы
9. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и другими известными людьми города
10. Коллективные творческие дела
Как мы видим, в школе проводится достаточное количество форм воспитательной работы по различным направлениям. В каждой из перечисленных форм уделяется внимание и воспитанию коммуникативных умений учащихся.
Мы провели исследование в 4 Б классе МOУ СOШ № 4 г. Богдановича, направленного на выявление уровня воспитания коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста.
Oбъект исследования:учащиеся младшего школьного возраста
Предмет исследования:уровень развития коммуникативных умений учащихся 4 класса
Цели исследования:определитьуровень воспитания коммуникативных уменийучащихся 4 «б» класса МOУ СOШ № 4 г. Богдановича; изучить факторы, влияющие на развитие коммуникативных умений учащихся.
Задачи исследования:
-выбрать организационно-методическое обеспечение для проведения исследования;
— выявить особенности коммуникации детей;
— определить критерии, показатели и уровень воспитания коммуникативных умений учащихся;
— внедрить комплекс мероприятий, направленных на развитие коммуникативных умений учащихся
— проследить динамику уровня воспитания коммуникативных умений учащихся в процессе организации воспитательной работы;
Гипотеза:результативность работы по воспитанию коммуникативных умений во многом зависит от индивидуальных психологических особенностей ребенка, а также от той атмосферы, которая царит в классе.
Этапы исследования:
1)Подготовительный – подбор и анализ специальной и социально-педагогической литературы по теме исследования;
2) Практический – подбор и проведение диагностик на выявление уровня воспитания коммуникативныхумений учащихся4класса;
3) Аналитический – интерпретация проведенных диагностик, оформление результатов.
Методы исследования: наблюдение, тест Л. Михельсона в адаптации Ю. З. Гильбуха,
Основные понятия:младший школьный возраст, коммуникативная культура, коммуникативные умения.
В исследовании принимали участие младшие школьники 4 класса МОУ СОШ № 4 г. Богдановича Свердловской области (22 человека).
Практический этап.
На данном этапе мы провели тест Л. Михельсона в адаптации Ю. З. Гильбуха (См. Приложение 2), направленный на определение уровня коммуникативной компетентности учащихся 4 класса, а также воспитания основных коммуникативных умений (умений вступить в диалог, отреагировать на критику в свой адрес, попросить о помощи и т. д.) [12].
Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, т. е. построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные «снизу» (зависимые) и неправильные «сверху» (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному.
Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
а) ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера;
б) ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания;
в) ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой; ситуации беседы;
г) ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека.
При обработке результатов проведенного теста следовало отметить, какой тип (способ общения) выбран каждым учеником (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом, а затем проанализировать, какие умения сформированы у каждого ученика, какой тип поведения преобладает. Блоки сформированных умений, а также сам тест представлены в приложении 2, а результаты проведенного теста – в приложении 2, таблице 2.
Из приведенной таблицы видно, что уровень воспитания коммуникативных умений учеников 4 класса в большинстве ситуаций является агрессивным и зависимым (дети агрессивно реагируют на любую критику и провоцирующее поведение, абсолютно не умеют оказывать и принимать знаки внимания; в большинстве случаев не умеют правильно попросить помощи у одноклассника, вовремя оказать сочувствие и поддержку, вступить в контакт с другими во время разговора).
Еще одним методом изучения коммуникативного поведения было наблюдение, результаты которого помогут педагогу в дальнейшем организовать работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения учащихся (См. приложение 3).
Такое наблюдение проводилось в естественной обстановке и не требовало выделения специального времени. В процессе наблюдения мы обращали внимание на следующие параметры:
1. Характерные особенности коммуникативной активности ребенка.
Насколько легко ребенок вступает в общение с окружающими (взрослый, сверстник); свободно или скованно чувствует себя в общении; проявляет ли активность во взаимодействии с другими детьми (инициирует общение, совместные игры); испытывает ли удовольствие от взаимодействия, участия в коллективных играх или сторонится сверстников, стесняется взрослых.
2. Предпочтения в выборе адресата общения.
Здесь необходимо определить, какой объект общения больше всего привлекает ребенка: взрослый или сверстник и сравнить, какую роль берет на себя ребенок в процессе общения в зависимости от того или иного адресата. Нужно обратить внимание на то, какое положение занимает сверстник (ведущее или нет) в поле восприятия школьника по сравнению со взрослым, и какими принципами руководствуется школьник, отдавая предпочтение сверстнику (игровой, эмоциональный, познавательный, деловой).
3. Содержательная сторона общения.
В процессе наблюдения выявляются особенности содержания коммуникативной деятельности ребенка, интересующие и волнующие его темы. Взрослый обращает внимание на то, что сообщает ребенок в процессе общения, что спрашивает, насколько настойчиво. Также необходимо выявить, какое содержание общения преобладает при взаимодействии со взрослым: вне ситуативно-познавательное или вне ситуативно-личностное и в общении со сверстником: игровое или личностное.
4. Степень воспитания навыков построения беседы.
В процессе изучения коммуникативного поведения ребенка специальному анализу подвергается структура общения. Данный анализ позволяет понять, как ребенок устанавливает контакт с другим субъектом общения, привлекает ли внимание прикосновением, жестом, взглядом или другим сигналом, благодаря чему устанавливается и сохраняется на протяжении всего времени общения визуальный контакт. Кроме того, обращаем внимание на способы передачи информации: убеждается ли ребенок в готовности собеседника к общению перед передачей ему информации, дожидается ли от него ответа. Важен также и этап завершения беседы. Во время наблюдения педагог обращает внимание на то, как ребенок завершает беседу со взрослым или сверстником: в одностороннем порядке или по взаимному соглашению, как прекращается визуальный контакт, разговор, обмен жестами и другими коммуникативными средствами.
Анализ воспитания навыков построения беседы позволяет педагогу оценить устойчивость внимания ребенка к собеседнику, в роли которого может выступать взрослый или другой ребенок; отследить умение ребенка ожидать ответную реакцию собеседника и соответственно выстраивать собственное коммуникативное поведение. Следовательно, в наблюдении, педагог получает материал для суждения о сформированности каждого структурного звена в целостном коммуникативном действии ребенка, который показывает проблемные точки развития ребенка и служит основой для построения индивидуальной программы развития, коррекционного обучения.
5. Использование невербальных средств в процессе общения.
В данном случае педагог анализирует невербальные коммуникативные средства, используемые ребенком, проявление естественных и изобразительных жестов, мимических движений. А также то, насколько активно используются ребенком данные средства, пытается ли он с их помощью передать свое эмоциональное состояние или прибегает к невербальной коммуникации при недостатке речевых средств.
6. Особенности использования речевых средств в общении.
Педагог наблюдает за уровнем общей речевой активности ребенка, изучает виды коммуникативных высказываний, которые встречаются чаще всего, обращает внимание на познавательную направленность вопросов, задаваемых ребенком в процессе общения.
Результаты наблюдения представлены в таблице 3 (См. приложение 3). Исходя из данных наблюдения, можно сделать вывод, что в ходе воспитательной работы над воспитанием коммуникативных умений учащихся следует уделить внимание снижению агрессивности детей в общении друг с другом. Другое проблемное поле учащихся данного класса – неумение вовремя начать и закончить беседу, поддержать диалог, слушать и слышать собеседника.
Опираясь на полученные в ходе исследования результаты, мы разработали комплекс воспитательных мероприятий (См. приложение 5), направленных на развитие некоторых коммуникативных умений (умения слушать и слышать своего собеседника; умение корректно реагировать на критику, делать комплименты и др.).
При планировании воспитательной работы в данном направлении не стоит забывать и требования государственного стандарта, где от учеников также требуется научиться внимательно слушать и слышать своего собеседника (одноклассника, учителя), уметь вступать в диалог, оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников (принимать критику в свой адрес, высказывать свое мнение). Поэтому в свой комплекс мы включили внеклассные воспитательные мероприятия, направленные на развитие тех или иных коммуникативных умений (умений общаться). Разработанный комплекс планируется внедрить в ходе прохождения производственной практики в период с 9 февраля по 23 марта. По результатам проведенного комплекса мы ожидаем, что мы сможем привить детям навыки элементарного ведения беседы, научим вовремя начинать и заканчивать разговор, грамотно высказывать свое мнение, адекватно воспринимать критику в свой адрес (несогласие с какой-либо точкой зрения), поддерживать друг друга.
Общество и человек: Деятельность человека и её основные виды. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»