Аналитическая философия науки

В аналитической философии теме науки постоянно уделялось больше внимания, чем в других философских парадигмах XX века. В данной связи дело доходит до прямого отождествления философии науки и аналитической философии. Очевидно, такое отождествление несостоятельно. Не считая аналитического существуют и другие философские подходы к науке. В данном параграфе дается неспециализированная черта аналитической философии науки.

В аналитической философии научное знание рассматривается как совокупность взаимосвязанных между собой высказываний в нюансе семантики, синтактики и прагматики. Существует тесная корреляция между соответственно проблемой и семантикой корреспондентной истины, проблемой и синтактикой правил логических построений и выводов, прагматикой и проблемами мотивов, интенций, сокровищ.

Фреге, Рассел и ранний Витгенштейн приложили большое количество стараний к тому, дабы установить связь между синтактикой и семантикой. Фреге и Рассел были высококлассными логиками, но не естествоиспытателями. В их работах господствует логика и ее языки. Получается, что хорошая наука – это хорошая логика. Витгенштейн в Логико-философском трактате устанавливает полное соответствие между структурой логики и структурой мира. Остается, но, неясным путь перехода от мира к логике и от логики к миру. На работах Фреге, Рассела и раннего Витгенштейна лежит печать панлогицизма. Поздний Витгенштейн отодвигает логику в сторону; это свидетельствует, пожалуй, о том, что в компании с Фреге и Расселом он был чужаком – философом рядом с логиками.

Неопозитивизм в лице Шлика, Нейрата, Рейхенбаха и Карнапа остро поставил вопрос о выработке, открытии научного знания. Наука рассматривается в контексте ее открытия. Основная мысль весьма несложная, по крайней мере на первый взгляд: научное знание требует опоры на экспериментальные факты, фиксируемые в протокольных предложениях. Но как перейти от знания об отдельных фактах к более неспециализированному знанию, к теории? Посредством индуктивного способа, что по определению призван обеспечить упомянутый переход. Что касается экспериментальных фактов, то их старались предохранить от всех тех трудностей, каковые появляются в связи с науками, имеющими дело с сознанием и психикой. Из этого нескрываемое желание придать экспериментальным фактам металлический, фундаментальный статус. На деле это стало причиной физикализму (Нейрат и др.), по сути же употреблялся по большей части философский потенциал хорошей, неквантовой физики. В области экспериментальных наук неопозитивизм, руководствуясь идеей истины, настаивал на актуальности верификации – проверки научного знания. Знание действительно, если оно подтверждается фактами. Итак, для неопозитивистской концепции экспериментальной науки свойственны: фактуализм, индуктивизм, верификационизм, контекст открытия, и физикализм.

Неопозитивизм встретил резкое оппонирование со стороны еще одного позитивизма – постпозитивизма (в первую очередь К. Поппера). Поппер антииндуктивист, он считал, что индукция бессильна в достижении обобщенного теоретического знания. Но последнее существует, следовательно, оно выдвигается учеными в качестве свободного изобретения, догадки, предположительного знания. Жизнь гипотетического теоретического знания регулируется по большей части нормами дедукции. Дедукция ведет к научным высказываниям, каковые сопоставляются с экспериментальными фактами. Последние способны фальсифицировать гипотетическое знание, опровергнуть правомерность его применения. Истинность теории недоказуема, потому что то, что сейчас действительно, на следующий день выясняется уже опровергнутым. Одновременно с этим, в случае если теория не согласуется хотя бы с одним фактом, то ей нанесен решающий удар и от нее приходится отказаться. Научное знание действенно и правдоподобно, но не действительно. Итак, для постпозитивистской концепции экспериментальной науки свойственны: фактуализм, дедуктивизм, фальсификационизм, контекст обоснования научного знания.

Спор нео- и постпозитивистов относительно статуса умелых наук возможно изобразить в виде следующей схемы:

2.22 Аналитическая философия: неформально-лингвистическая парадигма — Философия для бакалавров

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector