1. Изложите разные возможности разрешения обстановки. Не раздумывая дайте волю собственному воображению. Обстановка может содержать больше альтернатив, чем думается сперва.
2. Изложите факты (узнаваемые, вероятные, возможные), имеющие отношение к помощи каждого из обозначенных вами ответов. Факты смогут включать следующее: при избрания определенного ответа некоему человеку будет либо вероятно будет нанесен вред (физический, эмоциональный, денежный, его репутации и т.п.); ограниченные ресурсы, использованные одним образом, имели возможность бы быть использованы в противном случае под давлением иных потребностей; некое ответ нарушает свободу индивида; предлагаемое ответ предполагает принуждение, обман, манипуляцию, нарушение обещаний и обязательств, эксплуатацию, неравный контракт и т.п.
3. Изложите моральные правила, лежащие в базе подбора фактов в вашем списке. Четко сформулируйте эти правила. Релевантные правила смогут включать следующие: «предотвращай зло», «делай добро», «будь честен», «будь лоялен», «делай обещания», «не наноси вред вторым людям», «будь честным», «будь искренним», «живи в соответствии с требованиями собственного учреждения либо делаемой тобой роли», «дано защищать собственные интересы», «уважай свободу/автономию личности» и т.д. Сочетание этих правил с выбранными вами фактами снабжает моральную аргументацию для установленных вами вероятных ответов. Так, к примеру, аргументация в пользу одного разрешения обстановки может выглядеть следующим образом.
Посылка 1. Принцип: Делай обещания.
Посылка 2. Факт: воздействие Х, которое будет совершено, в случае если выбрана возможность А, свидетельствует исполнение обещания.
Вывод. Выбираем возможность А.
4. Поразмышляйте над определенными вами перечнями и возможностями. Задайте себе вопрос, учли ли вы все возможно приемлемые возможности и включает ли ваш список принципов и фактов, каковые определяют отбор фактов, все возможные доводы для каждой выделенной вами альтернативы? есть ли список принципов и фактов, поддерживающих вашу точку зрения, более полным, чем другие, составленные вами списки? В случае если это так, убедитесь, что вы подбирали принципы и факты в поддержку вторых ответов столь же шепетильно, как и для обоснования ответа, к которому вы склоняетесь.
5. Придите к ответу и сформулируйте его. По окончании внимательного рассмотрения всех выделенных вами вариантов и поддерживающих их доводов выберите тот, что на ваш взор должен быть выбран.
6. Обоснуйте ваше ответ. Изложите хорошие основания сделанного вами выбора. Это вынудит возвратиться вам к спискам. Выясните, какие конкретно мысли в ваших списках принципов и фактов являются самые убедительными, неопровержимыми.
7. Попытайтесь предвидеть самые серьёзные вероятные возражения вашему ответу и ответьте на них. Возвратитесь к спискам, поддерживающим варианты, хорошие от вашего. Применяйте их чтобы выяснить самые сильные вероятные возражения против вашей позиции либо против хороших доводов в пользу вашего собственного ответа. Предложите ответ на эти возражения.
8. Поймите цену либо обратную сторону вашего решения. В последний раз обратитесь к своим спискам и применяйте их, дабы сформулировать, что вы вычисляете самая значительной с моральной точки зрения ценой собственного решения (она возможно связана с самый серьёзным вероятным возражением вашему ответу).
Приложение 2
«Школьные работы примирения» – это русский модель школьной медиации. В собственной работе работы примирения опираются на стандарты восстановительной медиации, созданные в 2009 году Общероссийской ассоциацией восстановительной медиации.
В школах появляется много конфликтных обстановок (драки, кражи, вымогательство, порча имущества, недопонимание между учеником и учителем, конфликты на земле слухов и т.д.). Дети довольно часто реагируют на подобные обстановки применением силы либо бойкотом, а администрация — вызовом к директору, приглашением своих родителей, постановкой на учет либо направлением в рабочую группу по делам несовершеннолетних. В лучшем случае происходит формальное примирение. Взрослые говорят, что виноваты в конфликте оба, исходя из этого все должны помириться и больше друг к другу не доходить.
Эти методы не разрешают детям самим отыскать ответ конфликта и, значит, обучиться решать их в будущем. Конфликт, скорее, вытесняется за пределы образовательного процесса, а ненависть и обида не проходят еще пара лет. Но в случае если ребёнок не чувствует себя в школе в полной безопасности, он не имеет возможности сосредоточиться на образовательном ходе, потому, что жизнь преобразовывается в борьбу и череду «стычек за выживание». И осваивает ребёнок как раз те методы реагирования на конфликт, каковые демонстрируют ровесники и взрослые на практике (а не на словах).
Школьная работа примирения предлагает участникам конфликта сесть за «стол переговоров», услышать и осознать друг друга, а после этого самостоятельно (!) договориться о взаимоприемлемом методе ответа конфликтной обстановке. В случае если дети самостоятельно принимают ответ, то, вероятнее, его выполнят. Потому, что согласию довольно часто мешают бешенство, обида, предубеждение друг к другу, нужен нейтральный посредник либо медиатор. Он подготовит подростков к встрече и окажет помощь организовать конструктивный диалог. Встреча может происходить лишь при необязательном согласии участников. В случае если в рамках конфликтной обстановке кому-то был причинен вред, на встрече в обязательном порядке обсуждается вопрос о принятии обидчиком ответственности по заглаживанию вреда. Другими словами ответственность понимается не как понесенное наказание, а независимое исправление всех негативных последствий собственного поступка. Примирительная встреча может происходить лишь при необязательном согласии.
Так, задача работы примирения – нивелировать силовые (со стороны детей) и административные (со стороны взрослых) реакции на конфликт и, первым делом, предложить самим сторонам решить проблему методом переговоров. В школьных работах примирения медиаторами становятся как взрослые, так и школьники, каковые оказывают помощь ровесникам решать конфликты. Для школьников проведение медиации – возможность волонтерской работы (к примеру, в рамках школьного самоуправления), и метод обучиться решать появляющиеся конфликты – навык, которого довольно часто недостает в нашей жизни (подробнее – на сайте www.sprc.ru).
Пошаговый метод разбора управленческих обстановок с подчинёнными: анализ, принятие ответа