Актуальные проблемы становления экологической субкультуры

Сейчас прошлого века шли исследования и поиски экспертов в области экологического образования – шло развитие понятия экологической культуры. У философов, педагогов, психологов, культурологов, экологов (С.В.Алексеев, С.Н.Глазачев, И.Д.Зверев, Б.Т.Лихачев, Н.М.Мамедов, Н.Н.Моисев, И.Т.Суравегина, Л.В.Тарасова, А.Д.Урсул и др.) сложилось познание этого явления – познание того, что на этапе цивилизационных сдвигов, бурных общепланетарных трансформаций как раз экологическая культура будет тем ядром людской личности, которое сможет спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый виток развития. Понятие экологической культуры начинает рассматриваться с культурологических позиций, в него привносятся качества, разрешающие сделать его феноменом неспециализированной культуры, в нем пересекаются два процесса – его становление и образование человека как социокультурного индивида.

Понятие экологической культуры соединяет в себе: знание фундаментальных законов природы; познание необходимости принимать во внимание с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода личной и коллективной деятельности; рвение к оптимальности в ходе личного и производственного природопользования; выработку эмоции важного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Так, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые нюансы людской судьбе, практику бытовой и профессиональной деятельности (С.Н. Николаева).

Главным показателем экологической культуры личности есть социальная и личная экологическая ответственность за события в жизни и природе людей (И.Д.Зверева, И.Т.Суравегина). Процесс становления экологической культуры изучался всесторонне (теоретически и экспериментально). Экологическая культура была выяснена как часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая связи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности (В.А.Игнатова).

Но существующие в современном публичном сознании взоры на природы отношений и характер общества не только не соответствуют потребности в сохранении среды обитания человечества, но и являются одной из обстоятельств экологического кризиса. Благодаря этого, в имеющейся широкой теоретической литературе по данной проблематике наблюдаются кое-какие недоработки.

Так, отсутствуют работы, в которых ставился бы вопрос о необходимости прийти к тому либо иному ответу главного вопроса восприятия человеком себя как части природы, «благоговении перед судьбой», активной деятельности по сохранению разнообразия живого, признании самодостаточности природы.

За последние 20-25 лет были сформулированы методологические базы экологического образования, обоснованы новые подходы к составлению учебных пособий и программ, выяснены показатели экологической культурности.

Но, психолого-педагогические изучения (Е. Б. Амирова, Н. С. Дежникова, А. А. Калмыков, В. А. Ясвин и др.) говорят о том, что уже на уровне старших дошкольников, обширно информированных в области экологических неприятностей, обладающих приёмами и навыками природосообразной деятельности, не происходит изменении взятых умений и знаний в деятельность, отношение, поведение – связь между уровнем знаний в области внешней среды и сознательным бережным к ней отношением отсутствует, высокая экологическая эрудиция в полной мере может совмещаться с низким уровнем развития отношения личности к природе. Школьники же замечательно видят несоответствие в это же время, что им говорят на уроках и тем, что происходит на деле. Усвоенные экологические нормы не становятся личностными нормами поведения во взаимоотношениях с природой. Да, молодое поколение знает фундаментальные законы природы; осознаёт необходимость принимать во внимание с этими законами и руководствоваться ими в деятельности, но, появлявшись вне значимого для него социума, в «не экологической» субкультуре (имеется в виду субкультура как социальное образование), рвение к оптимальности природопользования обычно исчезает, исчезает и чувство ответственности к природе, окружающей человека среде, здоровью собственному и других людей.

В существующих исследовательских работах не вскрывается главное несоответствие между проявлением отношения человека к природе в форме разных эмоций (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т.д.) и формированием глубокого интереса к экологической проблеме (обнаружение сущности эволюционных трансформаций в биосфере, детерминация ее целостности и т.д.). Не анализируется сущность главного несоответствия экологического образования, которая содержится в переходе от понимания и осмысления природных явлений к социальному действию, нравственному поступку как стилю судьбы.

В работах, посвященных анализу развития личностно-социально-значимого отношения человека к природе, процесс природы отношений и становления человека в качестве элементов внутренней культуры личности рассматривается поверхностно. А ведь как раз в этом нюансе уровень экологического сознания, уровень культуры — это показатель того, как глубоко и разносторонне общество включает природу в социально значимое функционирование на базе практического использования и познания ее развития.

Уровень экологической культуры зависит от наличия экологических субкультур в включенности и обществе человека в ту либо иную экологическую субкультуру. Отсутствие экологической субкультуры населения ведет к тому, что экоцентрическое сознание формируется лишь «снаружи», но внутренние, личностно-социально-значимые нравственно-ценностные установки носят антропоцентрический темперамент.

Перед тем как сказать об экологической субкультуре направляться определиться, что направляться осознавать под этим понятием. Это нужно сделать вследствие того что на сегодня само понятие «субкультура» имеет пара различных трактовок. Субкультура – это самобытность человека, которая не растворяется в общей культуре, но и не равнодушна к ее существованию. А неспециализированная культура, со своей стороны, не равнодушна к реализации самобытной культуры человека. Не смотря на то, что любой человек овладевает в первую очередь той культурой, которая была создана до него, тем самым осваивая социальный опыт предшественников, но в один момент в культурный слой он вносит и собственный вклад, тем самым обогащая его.

Понятие «субкультура» в научной литературе трактуется еще и без того: «1) культура какой-либо социальной либо демографической группы; 2) в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой либо затрудненностью доступа для нее к культурному наследию… Во многих случаях… группы поставленные в невыгодное, неравноправное положение в обществе… развивают упрощенные формы культуры, заменяющие ее обычные, естественные формы, не смотря на то, что и не противостоящие культуре как целому, но все же имеющие значительные изюминки… ».

Так, мы можем обобщить, что, во-первых, субкультура имеется форма позитивно-творческой, позитивно-созидательной связи человека со своим внутренним миром, с другими людьми, с окружающим миром; она имеет внутреннюю установку на достижение высших сокровищ, на подсознательном уровне устремлена к идеалу; во-вторых – это «особенная сфера культуры, суверенное целостное образование в господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами» [3,236].

Экологическая субкультура – понятие новое в методике и современной теории экологического образования, разглядываемое как одно из звеньев неспециализированной экологической культуры, как та ее составляющая, которая формирует внутренний мир личности, пропускается через собственное «Я» и оформляется с учетом личного видения каждого отдельного человека.

Наряду с этим, в рамках экологической субкультуры нормы, ценности, представления, и стереотипы базисной экологической культуры общества интерпретируются, другими словами так или иначе изменяются каким-либо конкретным, но не обязательно замкнутым сообществом. В следствии субкультурные нормы, ценности, представления и стереотипы отличаются от подобных, принятых в рамках классической экологической культуры, потому, что первые выясняются скорректированными для конкретных сообществ в рамках определенной социокультурной совокупности. Со своей стороны представители той либо другой субкультуры разделяют нормы, ценности, и представления, принятые в рамках их субкультуры.

Человек, пребывающий в экологической субкультуре, владеет планетарным экоцентрическим сознанием, считает себя и каждое второе проявление судьбы на Земле частью общей для всех Вселенной (мыслит глобально); ответственно относится к природе, к окружающей среде и людям из личностно-социально-значимых нравственно-ценностных побуждений; ни при каких обстоятельствах не разрешает не только загрязнения окружающей среды, но и загрязнения собственного внутреннего мира, сознания и собственной духовной памяти (функционировать локально начиная с себя).

При рассмотрении неприятности становления экологической субкультуры молодого поколения нужно не забывать о том, что любая публичная совокупность является мозаикой из определенного комплекта субкультур, каждую из которых любой человек может выбрать для себя. Исходя из этого одна из задач экологического образования пребывает в том, дабы направить выбор субкультуры молодёжью и детьми в необходимое русло, другими словами, дабы субкультура носила экологический темперамент и, имея собственный необходимый комплект характерных линия, все же не шла вразрез с классической экологической культурой.

Особого рассмотрения требуют вопросы становления экологической субкультуры, которые связаны с сохранением нравственно-духовных сокровищ личности. Из-за бессердечного отношения к природе люди стали терять нравственно-духовные качества, являющиеся базой гармонично развитой личности. Выход из ситуации – становление экологической субкультуры молодого поколения, которое нереально без понимания окружающей бережного отношения и природы к ней.

При успешном становлении экологической субкультуры на каждом отдельном возрастном этапе и в рамках разных социокультурных базисных совокупностей (детская субкультура, молодежная субкультура, субкультура педагогов, ученых и т. д.), и при преемственной связи между данными системами и этапами, быстро возрастет неспециализированная экологическая культура населения, поскольку любая субкультура, в отличии от базисной культуры, в которую первая включена и есть ее составной частью, подвержена весьма стремительным трансформациям и выступает инновационной областью для базисной культуры.

ТОП5 СУБКУЛЬТУР

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector