Активные индивидуальные методы

Активные личные способы извлечения знаний на сегодня – самый распространенные. В той либо другой степени к ним прибегают при разработке фактически любой экспертной совокупности.

К главным активным способам возможно отнести:

анкетирование;

интервью;

вольный диалог;

игры с специалистом.

В этих способах активную функцию делает инженер по знаниям, что пишет сценарий и режиссирует сеансы извлечения знаний. Игры с специалистом существенно отличаются от других способов. Три оставшихся способа весьма схожи между собой и отличаются только по степени свободы, которую может себе позволить инженер по знаниям при проведении сеансов извлечения знаний.

Анкетирование — самый жёсткий способ, т.е. самый стандартизованный. Инженер по знаниям заблаговременно образовывает вопросник либо анкету, размножает ее и применяет для опроса нескольких специалистов. Это главное преимущество анкетирования.

Сама процедура может проводиться двумя методами:

аналитик вслух задает вопросы и сам заполняет анкету по ответам специалиста;

специалист самостоятельно заполняет анкету по окончании предварительного инструктирования.

Выбор метода зависит от конкретных условий. Второй метод нам думается предпочтительнее, поскольку у специалиста появляется неограниченное время на обдумывание ответов.

Вопросник (анкета) заслуживает отдельного беседы. Существует пара неспециализированных рекомендаций при составлении анкет. Эти советы универсальны, т.е. не зависят от предметной области. Громаднейший "стаж работы" с анкетами накоплен в психологии и социологии, исходя из этого часть рекомендаций заимствована из [11, 13].

Во-первых, анкета не должна быть монотонной и однообразной, т.е. приводить к усталости либо скуке. Это достигается вариациями вопросов, сменой тематики, вставкой игровых-вопросов и вопросов шуток. Во-вторых, анкета должна быть приспособлена к языку специалистов. В-третьих, направляться учитывать, что вопросы воздействуют друг на друга, и исходя из этого последовательность вопросов должна быть строго продумана. В-четвертых, нужно стремиться к оптимальной избыточности. Как мы знаем, что в анкете неизменно большое количество лишних вопросов, часть из них нужна – это так именуемые контрольные вопросы, а другую часть необходимо минимизировать. И, наконец, в-пятых, у анкеты должны быть хорошие манеры, т.е. ее язык ясен, понятен, предельно вежлив. Методическим мастерством составления анкеты овладевают лишь на практике.

Под интервью понимаем своеобразную форму общения инженера по знаниям и специалиста, в которой инженер по знаниям задает специалисту серию заблаговременно подготовленных вопросов с целью извлечения знаний о предметной области. Громаднейший опыт в проведении интервью накоплен кроме этого в социологии и журналистике [11, 13, 20].

Интервью весьма близко к анкетированию, в то время, когда аналитик сам заполняет анкету, занося в том направлении ответы специалиста. Главное отличие в том, что интервью разрешает аналитику опускать последовательность вопросов в зависимости от обстановки, вставлять новые вопросы в анкету, изменять темп, разнообразить обстановку общения. Помимо этого, у аналитика появляется возможность пленить специалиста своим обаянием, заинтересовать его самой процедурой и тем самым расширить эффективность сеанса извлечения.

Сейчас подробнее о центральном звене активных личных способов – о вопросах. Инженеры по знаниям редко вспоминают: могут ли они задавать вопросы? В философии и математике эта неприятность обсуждается с давних времен. Существует кроме того особая ветвь математической логики – логика вопросов.

Укажем три главные характеристики вопросов [20], каковые воздействуют на уровень качества интервью:

стиль вопроса (понятность, лаконичность, терминология);

порядок вопросов (логическая последовательность и немонотонность);

уместность вопросов (этика, вежливость).

Вопрос в интервью – это не просто средство общения, но и позиции передачи аналитика и способ мыслей. Из этого необходимость фиксировать в протоколах не только ответы, но и вопросы, предварительно отработав их содержание и форму.

Разумеется, что любой вопрос имеет суть лишь в контексте. Исходя из этого вопросы может готовить инженер по знаниям, уже овладевший главным комплектом знаний.

Вопросы для специалиста имеют диагностическое значение – пара открыто глупых вопросов всецело разочаруют специалиста и отобьют у него охоту к предстоящему сотрудничеству.

Вольный диалог — это способ извлечения знаний в форме беседы инженера по знаниям и специалиста, в которой нет жестко регламентированного вопросника и плана.

Это определение не свидетельствует, что к свободному диалогу не нужно подготовиться. Наоборот, снаружи свободная и легкая форма этого способа требует высочайшей опытной и психотерапевтической подготовки. Подготовка к свободному диалогу фактически может совпадать с предлагаемой в [20] подготовкой к журналистскому интервью. Рис. 17.11 графически иллюстрирует схему таковой подготовки, дополненную в связи со спецификой инженерии знаний.

Как реализовывать без напряга: сильное предложение, оффер. Психология продаж: как реализовать что угодно 18+

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector