Абсолютизация апофатического или катафатического подходов и некоторые проблемы, связанные с такой абсолютизацией.

Церковью и ее Мировыми Соборами были осуждены, как еретические, крайние точки зрения, абсолютизирующие как апофатический, так и катафатический подходы к духовному деланию. В истории Церкви первое взяло броское выражение в учении монтанистов, второе — в так именуемом “оригенизме” (в частности, в учении о абсолютном общем спасении, развитом неразумными последователями Оригена). Но в пылу многообразных внутрицерковных споров мы довольно часто об этом забываем.

Кроме этого частенько мы забываем о существовании хороших друг от друга, но в полной мере православных по существу и классических дорог к Всевышнему. В полной мере “по-человечески” ясно естественное искушение некоторых верующих абсолютизировать те нюансы духовной жизни и духовного пути, каковые близки им самим (8), и передать собственный восприятие и понимание ближним, вторым людям.

Любой путь духовного становления православного христианина узок и тяжёл и, в большинстве случаев, человек не имеет возможности пройти до конца кроме того двумя разными дорогами. А жизнь людская так мала! (Дай Всевышний, дабы любой из нас смог пройти каким-либо одним из этих дорог). Соответственно человек в большинстве случаев не имеет возможности в полноте пережить своеобразный духовный опыт, характерный для иных (нежели его личный) духовных дорог. Исходя из этого, как справедливо пишет митрополит Антоний Сурожский:

“…Нужно обучиться … и слушать, дабы услышать. Как довольно часто в беседе, в то время, когда мнения расходятся либо сталкиваются, пока собеседник пробует донести до нас собственные взоры и открывает собственный сердце, впуская нас в тайники собственной души, мы вместо того, дабы услышать его, выбираем из его слов подходящий материал, дабы, когда он замолчит (в случае если у нас хватит терпения дождаться этого момента), возразить ему. Это мы ошибочно именуем диалогом: один говорит, а второй не слушает. Позже собеседники изменяются ролями, так что к концу любой выговорился, но никто не выслушал другого… Что же делать, в случае если мы желаем обучиться видеть и слышать? Первое условие…: мы должны признать и принять инаковость другого; он отличен от меня и имеет на это право, я же не вправе возмущааться этим либо ожидать, что он станет таким, каков я” [2, с.69-70].

И апофатический, и катафатический нюансы духовного пути православного христианина имеют свои недостатки и свои достоинства, искушения. Преимущества их очевидны, и возможно дать возможность детально обрисовать их тем подвижникам, каковые проследовали ими. Исходя из этого возможно кратко остановиться на соблазнах, каковые сопровождают оба из указанных дорог (потому что они не всегда заметны тем, кто идет по ним).

Первый (в основном апофатический) духовный путь в некоторых случаях может содействовать сведйнию духовного делания к формальному, символическому выполнению требований Церкви, никак не содействующему совершенствованию человека и духовному росту, очищению его ума от всего того, чем он в большинстве случаев не редкость засорен. Данный путь может кроме этого привести к так именуемому “младостарчеству”, к состоянию, в то время, когда дух благодати подменяется буквой закона, а важное осмысление православной духовной практики — религиозным фольклором. Имеется кроме этого опасность впасть в грех неправедного осуждения тех, чья духовная жизнь устроена пара в противном случае, а также в грех отсутствия и ненависти любви к ближнему.

По поводу этих опасностей в монастырях XIX века сам свят.Игнатий писал так:.

У нас монастыри в крайнем упадке. Повторяем: они извращены. Вступают в них личности практически только из черни, занимаются они только телесным подвигом, практически в любое время безуспешно либо с плодами фальшивыми, приняв пособие и средство за цель и сущность. Но и телесный подвиг сделался сейчас уникальностью: сейчас монастыри обратились в пристанище разврата, местами открытого, местами закрываемого лицедейством, в места ссылки, в места лихоимства и другого разнообразного злоупотребления. Такими сделала их каста, наблюдающая на них, как на собственные аренды, ненавидящая и ненавидящая их [18, т.2, приложение, с.64].

опасности и Искушения второго (в основном катафатического) духовного пути в большинстве случаев прекрасно известны православным христианам. Это гордыня, самовозношение, самомнение, самоволие, надменное реформаторство и кроме этого “младостарчество”, подмена церковной традиции собственным несовершенным людской опытом.

6. Кое-какие мысли по поводу критики книги архим.Софрония Видеть Всевышнего как Он имеется

HS202 Rus 21. Раннехристианская церковь. Монархианство. Апофатическое богословие.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector