А. не экспериментальные психологические методы

1. Наблюдение есть одним из чаще всего применяемых в психологии исследовательских способов. Наблюдение может использоваться в качестве независимого способа, но в большинстве случаев оно органически включается в состав вторых способов изучения, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, разные типы опыта и т.д.
Наблюдением именуется целенаправленное, регистрация объекта и организованное восприятие. Наблюдение наровне с самонаблюдением есть ветшайшим психотерапевтическим способом. Как научный эмпирический способ наблюдение активно используется с конца XIX века в клинической психологии, педагогической психологии и психологии развития, в социальной психологии, а В первую очередь XX века — в психологии труда, т.е. в тех областях, где особенное значение имеет фиксация изюминок естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс сотрудничества человека со средой. Тем самым для наблюдения особенное значение имеет сохранение внешней валидности.

Различают несистематическое и систематическое наблюдение:

несистематическое наблюдение проводится на протяжении полевого изучения и активно используется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, серьёзны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоей общей картины поведения индивида или группы в определенных условиях;

систематическое наблюдение проводится по определенному замыслу. Исследователь выделяет регистрируемые изюминки поведения (переменные) и классифицирует условия окружающей среды. Замысел систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента либо корреляционного изучения (о них обращение отправится потом).

Различают целое и выборочное наблюдение:

в первом случае исследователь (либо несколько исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

во втором случае он обращает внимание только на определенные параметры поведения либо типы поведенческих актов, к примеру, фиксирует лишь частоту проявления агрессии или время ребёнка и взаимодействия матери в течение дня и т.п.

Наблюдение может проводиться конкретно, или с применением наблюдательных средств и приборов фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особенные карты наблюдения и т.д.
Фиксация результатов наблюдения может производиться в ходе наблюдения или отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, страдает надёжность и полнота регистрации поведения, а следовательно, и достоверность взятых результатов. Особенное значение имеет неприятность наблюдателя. Поведение человека либо группы людей изменяется, если они знают, что за ними замечают со стороны. Данный эффект возрастает, в случае если наблюдатель малоизвестен группе либо индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно очень сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, исполнении сложных задач и новых, к примеру, при изучении закрытых групп (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.) внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам есть членом группы, поведение которой он исследует. При изучении индивида, к примеру ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним.
Имеется два варианта включенного наблюдения:

замечаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (к примеру, при изучении динамики поведения в группе альпинистов либо экипажа подлодки);

замечаемые не знают, что их поведение фиксируется (к примеру, дети, играющие в помещении, одна стенки которой — зеркало Гезелла; несколько заключенных в общей камере и т.д.).

В любом случае наиболее значимую роль играется личность психолога — его профессионально серьёзные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя конечно, если он сам не провоцирует особенное отношение к себе. В том случае, в то время, когда используется скрытое наблюдение, разоблачение исследователя может иметь самые важные последствия не только для успеха, но и для жизни и здоровья самого наблюдателя.
Помимо этого, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения прячутся, порождает значительные этические неприятности. Многие психологи вычисляют недопустимым проведение изучений способом обмана, в то время, когда его цели прячутся от исследуемых людей иили в то время, когда испытуемые не знают, что они — объекты наблюдения либо экпериментальных манипуляций.
Модификацией способа включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, есть трудовой способ, что частенько применяли зарубежные и отечественные психологи в 20-30-х годах отечественного века.
Цель наблюдения определяется гипотезами исследования и общими задачами. Эта цель, со своей стороны, определяет применяемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно постоянным либо дискретным, фронтальным либо выборочным и т.п.
Что касается способов регистрации приобретаемых данных, то, по-видимому, в ходе начальных наблюдений лучше применять не составленные заблаговременно протоколы, а развернутые и более либо менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей возможно выработать в полной мере адекватную задачам изучения и одновременно с этим более лаконичную и строгую форму протокольных записей.
Результаты наблюдений в большинстве случаев систематизируются в виде личных (либо групповых) черт. Такие характеристики являются развернутые описания самые существенных изюминок предмета изучения. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для психотерапевтического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению замечаемого, являющийся выражением более неспециализированных законов познания, характерен и вторым неэкспериментальным (клиническим) способам: анкетированию, изучению и беседе продуктов деятельности.
Какие конкретно же конкретные недочёты способа наблюдения запрещено в принципе исключить? Прежде всего все неточности, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем посильнее наблюдатель пытается подтвердить собственную догадку. Он устает, адаптируется к обстановке и перестает подмечать серьёзные трансформации, делает неточности при записях и т.д. и т.п. А.А.Ершов (1977) выделяет следующие обычные неточности наблюдения.

Галло-эффект. Обобщенное чувство наблюдателя ведет к неотёсанному восприятию поведения, игнорированию узких различий.

Эффект снисхождения. Тенденция постоянно давать хорошую оценку происходящему.

Неточность центральной тенденции. Наблюдатель пытается давать усердную оценку замечаемому поведению.

Неточность корреляции. Оценка одного показателя поведения дается на основании другого замечаемого показателя (интеллект оценивается по беглости речи).

Неточность контраста. Склонность наблюдателя выделять у замечаемых черты, противоположные собственным.

Неточность первого впечатления. Первое чувство об индивиде определяет восприятие и оценку его предстоящего поведения.

Но наблюдение есть незаменимым способом, в случае если нужно изучить естественное поведение без вмешательства извне в обстановку, в то время, когда необходимо взять целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве независимой процедуры и рассматриваться как способ, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми на протяжении исполнения ими экспериментального задания являются ответственной дополнительной информацией для исследователя. Не просто так величайшие естествоиспытатели, такие как Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882), Вильгельм Гумбольт (1767-1835), Иван Петрович Павлов (1849-1936), Конрад Лоренц (1903), и многие другие вычисляли способ наблюдения основным источником научных фактов.

2. Анкетирование, как и наблюдение, есть одним из самый распространенных исследовательских способов в психологии. Анкетирование в большинстве случаев проводится с применением данных наблюдения, каковые (наровне с данными, взятыми при помощи вторых исследовательских способов) употребляются при составлении анкет.
Существуют три главных типа анкет, используемых в психологии:

это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на обнаружение осознаваемых качеств испытуемых. К примеру, в анкете, направленной на обнаружение эмоционального отношения школьников к собственному возрасту, использован таковой вопрос: Предпочитаете стать взрослым сейчас же, сходу, либо желаете остаться ребенком и из-за чего?;

это анкеты селективного типа, где испытуемым на любой вопрос анкеты предлагается пара готовых ответов; задачей испытуемых есть выбор самый подходящего ответа. К примеру, для определения отношения обучающегося к разным учебным предметам возможно применять таковой вопрос: Какой из учебных предметов — самый занимательный?. А в качестве вероятных ответов возможно предложить список учебных предметов: алгебра, химия, география, физика и т.д.;

это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый обязан не просто выбрать самый правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, к примеру, вместо ответов да либо нет испытуемым возможно предложить пятибалльную шкалу ответов:

5 — уверено да;

4 — больше да, чем нет;

3 — не уверен, не знаю;

2 — больше нет, чем да;

1 — с уверенностью нет.

Между этими тремя типами анкет не существует различий, все они являются только разными модификациями способа анкетирования. Но в случае если применение анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что существенно затрудняет применение количественных анализа и способов отработки приобретаемых данных, то анкеты-шкалы являются самый формализованным типом анкет, поскольку они разрешают проводить более надежный количественный анализ данных анкетирования.
Неоспоримым преимуществом способа анкетирования есть стремительное получение массового материала, что разрешает проследить последовательность неспециализированных трансформаций в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недочётом способа анкетирования есть то, что он разрешает вскрывать, в большинстве случаев, лишь самый верхний слой факторов: материалы, при вопросников и помощи анкет (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не смогут дать исследователю представления о многих причинных зависимостях и закономерностях, относящихся к психологии. Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Дабы компенсировать отмеченные недочёты анкетирования, использование этого способа направляться сочетать с применением более содержательных исследовательских способов, и проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых настоящие цели опросов и т.д.

3. Беседа — специфичный для психологии способ изучения людской поведения, поскольку в других естественных науках коммуникация между объектом исследования и субъектом неосуществима. Диалог между двумя людьми, на протяжении которого один человек выявляет психотерапевтические изюминки другого, именуется способом беседы. Психологи разных направлений и школ обширно применяют ее в собственных изучениях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, последователей и основоположников глубинной психологии и т.д.
Беседа включается как дополнительный способ в структуру опыта на начальной стадии, в то время, когда исследователь собирает первичную данные об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последней стадии — в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть клинического способа, и целенаправленный опрос лицом к лицу — интервью.
Содержание бесед возможно протоколировать всецело либо выборочно в зависимости от конкретных целей изучения. При составлении полных протоколов бесед комфортно пользоваться магнитофоном.
Соблюдение всех нужных условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает данный способ весьма действенным средством психотерапевтического изучения. Исходя из этого нужно, дабы беседа проводилась с учетом данных, взятых при помощи таких способов, как анкетирование и наблюдение. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психотерапевтического анализа и взятых при применении данных способов первичной ориентировки в исследуемых психотерапевтических изюминках испытуемых.

4. Архивный способ либо изучение продуктов деятельности. В американской научной литературе принят термин архивный способ для таких изучений, проводя каковые психолог не измеряет и не замечает актуальное поведение испытуемого, а разбирает заметки и дневниковые записи, архивные материалы, продукты трудовой, учебной либо творческой деятельности и т.д. Отечественные психологи применяют второй термин для обозначения этого способа. Значительно чаще его обозначают как анализ продуктов деятельности, либо праксиметрический способ.
В качестве объекта изучения при применении способа изучения продуктов деятельности смогут выступать различные продукты творчества испытуемых (стихи, картинки, разные поделки, дневниковые записи, школьные произведения, предметы, как следствие определенного вида трудовой деятельности и т.п.). Используя данный способ, возможно разбирать не только содержательные, но и формальные характеристики объекта изучения.
К примеру, самый распространенным способом изучения продуктов деятельности получающих образование школе есть изучение школьных произведений. Данный способ (кроме этого как и способ личной беседы) дает богатый психотерапевтический материал про личных и возрастных изюминок обучающихся. Благодаря применению этого способа, изменяя только темы произведений, преподаватель за относительно маленькое время может собрать массовый качественный материал о самых разных изюминках обучающихся. Результаты применения этого способа (наровне с результатами бесед и наблюдения) смогут дать полезный материал для составления вопросов разных анкет.
Анализ продуктов деятельности — способ, обширно распространенный в исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он есть одним из главных, потому, что особенность творческого продукта именно и пребывает в его уникальности.
Анализ продуктов деятельности предоставляет ответственный материал для клинических психологов: при определенных болезнях (шизофрения, маниакально-депрессивном психозе и т.д.) быстро изменяется темперамент продуктивности, что проявляется в изюминках текстов, картинок, поделок больных.
Широкое распространение в психологии личности, исторической психологии и психологии творчества взял биографический способ, на протяжении которого изучаются изюминке жизненного пути одной личности либо группы людей.

5. Контент-анализ. К разновидностям архивного способа относится кроме этого техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из самый созданных и строгих способов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные эти. Данный способ обширно распространен не только в психологии, но и других социальных науках. Особенно довольно часто он употребляется в практической психологии, коммуникации и психологии рекламы. Разработка способа контент-анализа связана с именами Г.Лассуэла, Ч.Осгуда и Б.Берельсона, автора фундаментальной монографии Контент-анализ в коммуникационных изучениях. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:

слово (термин, знак);

суждение либо законченная идея;

тема;

персонаж;

создатель;

целостное сообщение

Дополнительные способы изучения в психиатрии

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector