А. нарушения умственного развития

В связи с темой настоящей книги мы ограничимся пограничными расстройствами и не будем касаться тяжелых аномалий — таких как умственная отсталость либо вторичная деменция (нарушение, снизанное с последствиями мозговых зараз, травм либо психологических болезней). Нас будут интересовав, первым делом, самый распространенные и не весьма глубокие нарушения в развитии познавательных процессов — задержка психологического развития (нарушение обучаемости) и психологические отклонения, вызванные педагогической запущенностью.

Термины задержка психологического развития и нарушения обучаемости очень близки по собственному значению, В советской литературе используется, в большинстве случаев, первый из них, в зарубежной — второй. В Российской Федерации в последние годы оба они в большинстве случаев употребляются как синонимы. Основной присимвол задержки психологического развития — это локальные нарушения в развитии тех либо иных психологических функций (в большинстве случаев в следствии органического поражения мозга) при сохранности главных интеллектуальных операций, В отличие от умственно отсталого ребенка, ребенок с нарушениями обучаемости (задержкой психологического развития) способен овладеть программой массовой школы, но испытывает недостаток для этого в намерено организованной кор-рекционной работе. Нарушения обучаемости довольно часто становятся обстоятельством происхождения психотерапевтического синдрома хронической неуспешности.

Своеобразным вариантом нарушения обучаемости есть психофизический инфантилизм, что кое-какие авторы вычисляют самостоятельным вариантом развития. Он характеризуется тем, что, как по психологическим, так и по физиологическим показателям (миелипизация нервных волокон, костный возраст и пр.) ребенок отстает в развитии от собственного фактического возраста. При психофизическом инфантилизме дошкольный уровень развития видится впредь до начала подросткового возраста, а это неизбежно ведет к тому, что ребенок не осилит со школьными требованиями.

Отставая в физическом и психологическом развитии от своих сверстников, инфантильный ребенок выпадает из их совместного перемещения но пути к взрослости. Не редкость, что сверстники не общаются с ним и не принимают его в собственные игры, время от времени же они обращаются с ним как с живой куклой, в простой игре в дочки-матери всегда поручают ему роль мелкого ребенка.

В этих условиях какие-то черты дошкольности консервируются и сохраняются на неизвестно продолжительный срок. Они-то и обнаруживаются при психологическом обследовании. Наряду с этим по физиологическим показателям отставание возможно маленьким (скажем, на год), но по психотерапевтическим показателям прослеживаются типично дошкольные черты. Это проявляется, в первую очередь, в отношении к примеру, инструкции, каковые ребенок, в случае если и не итерирует вовсе, то трактует очень вольно, легко отдаваясь ситуативным импульсам.

Таковой психотерапевтический дошкольник попросту игнорирует, не вычисляет для себя ответственными важные требования школьного типа. Именно поэтому у нею в большинстве случаев не начинается очень выраженная тревожность и, кроме того при исеьма низких объективных удачах, не складывается синдром хронической неуспешное™. Школьные оценки тревожат родителей и учителей, но для самого ребенка не становятся центром его жизни и не переживаются так травматично, как при хронической неуспешности.

В отличие от умственной отсталости, психофизический инфантилизм с возрастом может всецело пройти: по физиологическим показателям ребенок может догнать собственный возраст. Но к этому времени в большинстве случаев уже имеются вторичные нарушения, вызванные сложностями предшествующего периода.

Одним из нередких вариантов нарушения обучаемости есть кроме этого замедленность темпа деятельности. Она имеет физиологическую природу (медленное протекание нервных процессов). Замедленность темпа деятельности особенно ярко проявляется при исполнении самые простых заданий. Скорость ответа непростых задач в большей мере зависит от степени владения действенными методами действий. Тугодум возможно самоё способным а также гениальным человеком (медленным темпом деятельности отличались, к примеру, Эйнштейн и Дарвин). Но успешная учеба в школе требует высокой скорости работы, исходя из этого дети с замедленным темпом деятельности довольно часто оказываются неуспевающими.

Педагогическая запущенность появляется в случаях, в то время, когда ребенок с обычными потенциальными свойствами выясняется лишен необходимого воспитания и обучения. Нередкой базой педагогической запущенности становятся домашнее либо социальное неблагополучие, непосещение ребенком школы, серьёзные болезни, не дававшие ему нормально обучаться. Задержка психологической развития довольно часто осложняется так называемой относительной педагогической запущенностью. Этим термином обозначают отсутствие особого коррекционного обучения, в котором испытывает недостаток ребенок, при том что в педагогическом замысле он приобретал все то, что приобретают другие дети (которым этого достаточно, поскольку у них нет задержки психического развития).

При педагогической запущенности в громаднейшей мере страдают специфически умения и школьные знания, тогда как фактически психологические процессы не нарушены (либо практически не нарушены)- В быту ребенок с педагогической запущенностью возможно в полной мере сообразительным. Время от времени бытовая степень и ориентированность самостоятельности педагогически запущенного ребенка из неблагополучной семьи кроме того превосходят возрастную норму, поскольку ему довольно часто приходится самому о себе заботиться.

Продукты NSP для умственного развития детей. Смирнова Нина

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector