А летописи и хроники.

Летописями традиционно именуют исторические произведения, в которых события находятся под определенными годами. У различных народов уже наименование таковой формы историко-литературных произведений содержит представление о погодовом освещении событий: восточнославянская (русская) – «летописание» (по «летам»), польская – «рочник» (от «рок» – год); у романских народов и римлян – «анналы» (от «annus» – год). Приблизительно с XIV в. на восточнославянских почвах при сохранении в целом погодовой сетки все большее значение стал приобретать сюжет исторического повествования. Это, время от времени, принуждало летописца отступать от записи по годам, что вело к преобразованию летописи в хронику (от греч. «chronikos»– относящийся ко времени).

К настоящему времени сформировалось целое направление – летописеведение. Начиная с работы А.А. Шахматова, любой летописный свод принято разглядывать как независимое цельное литературное произведение, имеющее четкую структуру, план и идейную направленность. Но летописи имеют сложный состав. Первые летописи до отечественного времени не сохранились. То, с чем сейчас трудятся исследователи – это летописные своды: историко-литературные произведения, созданные на основании предшествующих текстов. Летописные своды дошли до нас за счет того, что неоднократно переписывались (списывались – из этого «перечни»). Более поздние летописные своды не только являются перечнями прошлых, но и содержат дополнительные исторические известия. Сопоставление разных перечней разрешает выяснить протограф – начальный оригинал, с которого они списывались. Наряду с этим направляться кроме этого иметь в виду, что в летописную ткань включались не только записи по годам, но и интернациональные соглашения (к примеру, Руси с Византией в «Повести временных лет»), агиографические произведения, легенды и мифы и т. д.

Работа с летописями начинается с сравнения и чтения всех перечней данной редакции. Выдающийся лингвист и российский литературовед А.А. Шахматов создал т. н. историко-сравнительный способ изучения летописей, сущность которого в обнаружении неспециализированных разночтений и мест, и определение причин и характера данных разночтений. Частенько под влиянием трансформаций политических или других событий текст летописи сознательно перерабатывался. Так появлялись новые редакции летописных сводов. В случае если же в отдельный летописный свод соединялись различные редакции, то появлялся новый летописный монумент.

Летописи, анналы, рочники формировались в основном в монастырях. В том месте же хранились и переписывались тексты. Исходя из этого большая часть летописных монументов носят название тех кафедральных соборов и монастырей, в которых они создавались.

Этапы. Расцвет западноевропейской анналистики относится к VIII – X вв., в то время, когда анналы составлялись при королевском дворе. К этому же времени относится зарождение летописания на восточнославянских почвах (Руси). Кульминационным моментом летописания в Киевской Руси явилось создание «Повести временных лет» (второе десятилетие XII в.).

В XII – XIII вв. в Западной Европе начинают вытесняться хрониками, составление которых переходит от монахов к светским лицам. В хрониках, в отличие от анналов дается материал не только местного, но и европейского масштаба, с нередкими отступлениями от хронологической последовательности. Хронисты XII – XV вв., каковые владели осведомлённостью и большим кругозором, чем их предшественники-анналисты, не только регистрировали факты, но и стремились дать им собственную интерпретацию.

С середины XIV в., в то время, когда в Западной Европе хроники, как тип исторического источника, неспешно теряют актуальность , в Великом княжестве Литовском они только начинают формироваться (смоленская хроника). самая известной в мире стала созданная тут «Хроника Быховца», увлекательная как по содержанию, так и по собственной форме (краткие рассказы с подзаголовками).

Своеобразие летописания в Восточной Европе содержится еще и в долгом господстве «общерусской» идеи, носителем которой выступал общерусский митрополит. Это содействовало формированию общерусского летописания, которое отыскало отражение в разных княжествах, претендовавших на роль объединителя Руси (в первую очередь, Столичном и Великом княжестве Литовском). Исходя из этого изучение летописных монументов XIV – первой половины XV вв. вероятно только при учете их места в совокупности общерусского летописания.

С конца XV в. общерусское летописание получает официальный темперамент (при столичном великокняжеском дворе). Общерусская же часть белорусско-литовского летописания в последующих сводах исчезает, а право на русские почва определяется «правом меча» (концепцией завоевания).

хроники истины Различия и Час Летописи и сходства

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector